Максим Ликсутов — об успехе БКЛ, новых проектах и поездах будущего

07.04.2023, 17:32

Видео программы «Сегодня в Москве»

Заммэра Москвы Максим Ликсутов подвел итоги месяца работы Большой кольцевой линии метро после ее полного запуска.

Более 26,5 миллиона человек воспользовались Большой кольцевой линией (БКЛ) метро с момента ее полного открытия. Итоги первого месяца работы самого большого в мире подземного кольца в эксклюзивном интервью НТВ подвел заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

— Чуть больше месяца прошло после того, как Большая кольцевая линия замкнулась. Каковы первые результаты ее работы? Насколько БКЛ популярна у пассажиров?

— 1 марта президент РФ Владимир Владимирович Путин, мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин торжественно запустили это крупнейшее в мире [метрокольцо] и одно из самых сложных в инженерном плане сооружений. Каждый рабочий день Большой кольцевой линией метро пользуются более 1 млн пассажиров. Это, конечно, успех. Это даже превышает наши предварительные расчеты на момент запуска. Все-таки прошел всего лишь месяц. Для всех без исключения москвичей Большая кольцевая линия дала однозначно только положительные эффекты. Как ни странно, и для автомобилистов, потому что более 80 тыс. новых пассажиров, которых раньше не было ни в электробусах, ни в трамваях, ни в метро, ни в пригородных поездах, пришли на Большую кольцевую линию. Мало того, если сейчас это 1 млн пассажиров, мы думаем, что в ближайшие 2–3 года их количество будет около 2 млн. С учетом вводных, которые мэр Москвы дал для строителей в самом начале проекта, на Большой кольцевой линии огромный запас провозной способности.

— Что для города в целом значит этот проект?

— Первое — это, конечно, четкое понимание того, что город может развиваться. Без создания, без развития новой магистральной рельсовой транспортной инфраструктуры развитие такого мегаполиса невозможно. Мы видим, что на прилегающих к станциям территориях (это 1,5–2 км) количество кассовых аппаратов увеличилось более чем на 70%. Средний чек в магазинах, кафе, предприятиях малого и среднего бизнеса увеличился почти на 40%. Стоимость квадратного метра квартир после открытия станций метро увеличилась от 15 до 20%. Это и новые рабочие места. Мы считаем, что Большая кольцевая линия, если брать горизонт 5–7 лет, — это почти 400 тыс. новых рабочих мест.

— Первые пять дней Большая кольцевая линия была бесплатна на вход для пассажиров. Много людей могли принести деньги в бюджет города, но они не приносили, потому что город отказался. Почему?

— Делая многолетний анализ транспортного поведения москвичей и гостей города, мы отмечаем один из важных факторов — очень консервативное поведение. Скажем, вы привыкли доезжать до работы каким-то маршрутом. Съехать с этого маршрута, выбрать новый — достаточно необычное упражнение. Я по себе сужу и вижу, что вы тоже согласны с этим. [Нужен] какой-то маленький стимул — немножко подтолкнуть пассажиров изменить привычную модель поведения. Зайти бесплатно на новую инфраструктуру, ее попробовать — это маленький шаг к тому, чтобы вы, попробовав один раз, поняли все преимущества огромной новой магистральной инфраструктуры. И, возможно, вы изменили бы свое транспортное поведение несколько быстрее, чем если это было бы эволюционным путем.

— Считаете ли вы эту акцию успешной?

— Однозначно.

— А проводятся ли еще такие акции в честь запуска БКЛ?

— У нас большое количество мероприятий. Продолжается акция: если вы используете биометрию (самый удобный, на мой взгляд, способ оплаты проезда и прохода на московском транспорте) и воспользовались БКЛ, то вы имеете возможность получить уникальный с персональным номером значок Большой кольцевой линии и оставить его себе на память. Он точно через какое-то время будет стоить намного больше, чем сейчас.

Еще есть одна уникальная вещь, которой мы очень гордимся. В момент запуска Большой кольцевой линии наш президент Владимир Владимирович Путин подписал карту московского метро, где, конечно, уже отмечена БКЛ. Именно эта карта — почти 1,2 тыс. экземпляров — на всей инфраструктуре московского метро.

— Понятно, что БКЛ в первую очередь про технологичность, про все новое, но что еще отличает кольцевую линию от остальных?

— Когда мэром Москвы принималось решение о строительстве Большой кольцевой линии, было его поручение: заложить самые современные технологии, которые позволяют использовать провозные способности БКЛ, заложить запас прочности на многие годы вперед. Это было реализовано. Все поезда на БКЛ — российского производства, самые современные в мире. Это действительно так. У Московского метрополитена есть свой выделенный радиосигнал, мы его получили от нашего правительства для того, чтобы в будущем использовать технологию беспилотного управления поездами.

— Каких проектов еще ждать москвичам в этом году?

— В этом году есть проекты, которые курирует лично мэр Москвы, — запуск осенью D3 и D4. Это даст новые пересадки в первую очередь на БКЛ. По решению мэра Москвы пересадка между МЦД, метрополитеном и всем городским транспортом включена в билет. Люди примерно в два раза меньше будут платить за проезд на городском транспорте. При этом возрастает скорость. Это огромной важности проекты, которые еще больше позволят Москве развиваться. Появится большое количество предприятий малого и среднего бизнеса, появится много всего вокруг существующих станций железной дороги и метро, и экономика, уверен, будет еще активнее развиваться.

Связанные новости

Читайте также