В Москве восстанавливают популяцию диких животных

04.04.2023, 18:00

Видеосюжет: Никита Коробенков
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве восстанавливают популяцию диких животных. Зайцы, соколы, куницы, бобры всегда являлись обитателями городских лесов и зеленых зон, но с ростом мегаполиса некоторые из них стали покидать свои территории. Благодаря столичным программам по возрождению флоры и фауны в Красную книгу Москвы внесли 16 видов животных и растений, которые ранее считались безвозвратно исчезнувшими.

Дело деда Мазая все еще живет, только в роли спасителя — хрупкая девушка Кристина Григорьева, а угрожает зайцам не наводнение, а полное исчезновение в Москве. Два самых распространенных в этих широтах вида — русак и беляк — теряют в численности, причем настолько, что угодили в Красную книгу столицы. В «Доме зайца» попавшие в неволю особи проходят реабилитацию и приносят потомство, которое по достижению заячьего совершеннолетия попадает на волю — в московские парки и лесные массивы.

Кристина Григорьева, руководитель центра реабилитации диких животных «Дом зайца»: «В природе зайчиха приносит потомство три раза по одному-четыре зайчонка, редко — до семи зайчат, и смертность достигает 85%, а иногда и более. То есть к концу сезона на одну зайчиху остается один-два зайчонка. В неволе зайчихи не приносят детей больше, но практически все выживают, то есть смертности в неволе нет».

На благо заячьей популяции трудятся 52 русака и беляка. Все они в разном состоянии сначала попали в руки человека, а затем в «Дом зайца», где их и выходили. Взрослые особи уже не боятся людей, поэтому в дикую природу возвращать их нельзя. А вот их потомство воспитывается в условиях, максимально приближенных к естественным, поэтому зайчата вырастают самостоятельными и готовыми к воле.

Заяц-беляк и заяц-русак — это индикаторные виды, то есть их численность напрямую говорит о состоянии экологии и окружающей среды в Москве. Поэтому столичная администрация напрямую заинтересована в сохранении популяции и оказывает поддержку таким центрам, как «Дом зайца».

Сергей Бурмистров, начальник отдела сохранения биоразнообразия департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы: «Опыт удачный. Будем продолжать в любом случае, дело хорошее. В том году было выпущено 110 зайцев, это именно территория Новой Москвы».

Еще одно такое учреждение находится в Северном Бутове. Только здесь восстанавливают численность другого коренного москвича — сокола-сапсана. Сейчас у птиц как раз период размножения, поэтому тревожить их нельзя. Специалисты только вынимают из гнезд яйца, чтобы положить их в инкубатор. Эти хищники, выпущенные на волю, легко находят себе место в Москве. Особенно сапсаны ценят сталинские высотки. Квартиры с лучшим видом несколько пар обустроили себе на верхушках МГУ, министерства иностранных дел и дома на Котельнической набережной. Там их никто не тревожит, а птицам хорошо видно потенциальную добычу. Взамен соколы оказывают москвичам неоценимую услугу — охотятся на больных и слабых птиц (голубей, чаек и других), которые могут заразить людей смертельно опасными болезнями, например орнитозом.

Сокол-сапсан, как и заяц, попал в Красную книгу Москвы. Кроме них там еще 570 видов других животных, растений и грибов. Важно понимать, что речь идет и о благополучии людей.

Николай Соболев, ответственный редактор третьего издания Красной книги Москвы: «От прямого истребления, от целенаправленного злодейства гибнет минимум. В подавляющем большинстве случаев — то есть сильно больше 90% — неблагоприятное состояние вида связано с ухудшением среды его обитания, вот что важно. Поэтому составление такого списка — это в том числе забота о состоянии среды нашего обитания. То есть путем сохранения, защиты наиболее уязвимых объектов окружающей среды мы таким образом обеспечиваем сохранение всех остальных».

В Москве уже не первый год ведется работа по восстановлению численности исчезающих видов. Российская столица считается одним из самых зеленых мегаполисов в мире — половину территории занимают парки и леса. Благодаря этому последние годы популяция «краснокнижников» растет, а некоторые виды растений и животных, считавшиеся ранее полностью исчезнувшими, вновь появляются в столице.

Никита Коробенков

Читайте также