Музей Москвы покажет неизвестные работы Петрова-Водкина и его ученицы Ломакиной

17.03.2023, 18:22

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня в Москве»

В Москве открылась выставка картин художника Кузьмы Петрова-Водкина и одной из его самых талантливых учениц Марии Ломакиной. Экспозиция собрала 150 работ из 28 музеев страны, а также из частных коллекций. Создатели выставки говорят, что главной задачей было показать художника с неизвестной широкому зрителю стороны, поэтому и картины на вернисаж выбирали нетривиальные.

Музей Москвы в этом сезоне не устает радовать своих зрителей: не успела начаться выставка «Дом моделей», посвященная советской модной индустрии, как тут же сюда со всей России привезли работы Кузьмы Петрова-Водкина и его талантливой ученицы Марии Ломакиной.

Прямо на входе экспозиция сражает посетителей ярким акцентом. Это икона архангела Михаила, написанная на стыке XIX и XX веков, из собрания Исторического музея. Казалось бы, к Петрову-Водкину прямого отношения она не имеет. Однако именно в этом образе кураторы выставки и углядели то, что породило склонность художника к насыщенной и контрастной цветопередаче — его знакомство с живописью происходило именно в иконописных мастерских. А дальше зритель не увидит ни хрестоматийного «Купания красного коня», ни «Смерти комиссара», ни «Мальчиков», ни «Натюрморта с селёдкой» — никаких картин, что первым делом всплывают в уме при упоминании Петрова-Водкина. Музей хочет представить зрителю художника, которого они не знают, говорит куратор выставки Татьяна Нечаева.

Авторы выставки размеренно погружают зрителей в очень личную часть творчества мастера: от портрета матери — к портрету дочери. Манеры и стили Петрова-Водкина со временем сильно меняются, а архетипы остаются: темы семьи, материнства и малой родины он будет рисовать всю свою жизнь. Вместе с ним по этой же дорожке и с помощью столь же ярких изобразительных средств пойдет и Мария Ломакина, его ученица, о которых до недавних пор почти не говорилось. При этом живописец преподавал почти всю жизнь и сделал многое для становления высшей художественной школы в стране.

Зинаида Барзилович, внучка Кузьмы Петрова-Водкина: «Флажок, эстафетная палочка, которую поднял Русский музей, — она подхвачена. Потому что ведь до этих выставок практически никто не говорил о школе Петрова-Водкина, и вдруг неожиданно выяснилось, что она есть, и есть последователи — и достаточно успешные».

Еще о ранних этюдах Марии Ломакиной одобрительно высказывались художник Константин Коровин и критик Сергей Маковский. Однако получилось так, что и при жизни, и после она выставлялась мало — незаслуженно мало. При этом писала с юности и до самой смерти, писала много — но все в стол.

По задумке кураторов, совместная выставка двух мастеров поделена на две части. В первой — все то, что наработали в разных уголках страны и мира. Так, здесь можно увидеть удивительные — любимые, но не открыточные — виды Сергиева Посада, бывшего Загорска, где долгие годы жила Ломакина. В другой части — работы художников, написанные исключительно в Крыму. Венчает экспозицию знаменитый холст Петрова-Водкина «Землетрясение в Крыму» 1927–1928 годов.

Больной туберкулезом Петров-Водкин часто бывал в южной здравнице, а Ломакина была уроженкой этого места: ее отец, агроном-виноградарь, участвовал в устройстве Никитского ботсада. Отсюда композиции на сельскую тематику, портреты крымских татар и, конечно, бесконечные, наполненные солнечным светом пейзажи полуострова. Для этой выставки с ноткой летнего настроения кураторы не просто так выбрали местом проведения Музей Москвы.

Виталий Зотов, директор музейно-выставочного центра «Российская государственная художественная галерея»: «Это Крымский Вал, это Крымский мост, это Крымская весна. У нас же выставка открывается накануне большого праздника — девятой уже в этом году годовщины воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Уже становится традицией, что мы каждый год, в дни празднования Крымской весны, открываем большую выставку, посвященную творческому наследию, культурному наследию, связанную с большими именами, художниками из Крыма».

Погрузиться в яркую и бьющую солнцем, а порой грустную и даже трагичную атмосферу Крыма и непременно подумать о жизни великого художника и его неизвестной ученицы можно будет до середины июня. А после холсты Петрова-Водкина разъедутся по десяткам музеев по всей стране, а работы Ломакиной вернутся в Крым и частные коллекции.

Ксения Игнатова

Читайте также