Как в музее: новые станции БКЛ стали подарком для искусствоведов

15.03.2023, 18:00

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Благодаря новым идеям, технологиям и материалам, которые использовали при строительстве и оформлении Большой кольцевой линии метро Москвы, станции уже превратились в настоящий музей: изюминка есть у каждой. Так, для отделки «Сокольников» нашли тот же сорт мрамора, который использовался в 1930-е годы при строительстве первой линии подземки. На других платформах нового кольца можно увидеть звездное небо на потолке, свод в виде гигантской блестящей чешуи, на стенах — настоящий атлас Москвы-реки и ее обитателей. Дальше по маршруту — работы в духе русских авангардистов и гигантский медиа-экран, демонстрирующий возможности скоростного интернета.

В метро можно ходить как на экскурсию в музей. Здесь есть и удивительные экспонаты, и атмосфера высокого искусства. Для Марии Никитиной, которая уже 10 лет изучает архитектуру столичной подземки, открытие новых станций Большой кольцевой линии (БКЛ) с уникальным дизайном — подарок судьбы.

Мария Никитина, специалист по архитектуре московского метро, историк, искусствовед: «Каждый специалист ждет какого-то такого события. Генрих Шлиман очень хотел откопать Трою, а специалист по архитектуре метро очень хочет новых станций, чтобы можно было по ним водить экскурсии. И, мне кажется, они получились».

«Марьина Роща» оказалась в числе первых станций, где одним из ключевых элементов интерьера стали чугунные тюбинги, которые обычно скрыты за облицовкой. Станция «Рижская» — это что-то из жанра фантастики. Платформу украшают 16 металлических порталов. Очень символично, учитывая, что из этого транспортно-пересадочного узла можно попасть в разные концы города. Здесь пересекаются БКЛ, Калужско-Рижская линия и несколько Московских центральных диаметров. На потолке станции установлена конструкция, к которой подвешен мультимедийный экран, демонстрирующий возможности высокоскоростного интернет-соединения.

Оформление станции «Сокольники» отсылает к первой линии столичного метро, открытой в 1935 году. Это был участок от «Сокольников» до «Парка Культуры» с несколькими ответвлениями. О советской архитектуре на современной станции напоминает само ее пространство с огромными столбами и галереями, рассказывает Никитина. В основе художественного решения — советские плакаты, посвященные подземной стройке, архивные фотографии и реальные чертежи.

Проезжая станцию «Нагатинский Затон» можно ощутить себя на борту «Наутилуса». В окно вагона, словно в иллюминатор, видно подводных обитателей. 12 реалистичных мозаик выполнены в нетипичной для московского метро технике. На станции изображены 12 видов рыб — характерных обитателей Москвы-реки, под которой проложена железнодорожная линия.

Мария Никитина: «Во-первых, мозаика инкрустирована в поверхность мрамора, во-вторых, здесь сочетаются разные материалы. Есть и натуральный камень, и смальта — то есть непрозрачное стекло и керамическая плитка. Сочетаются разные фактуры: есть сусальное золото, есть и глянцевые поверхности, и матовая. За счет этого возникает эффект мерцания, как будто мы смотрим на этих рыб сквозь толщу воды».

Работая над дизайном новых станций, архитекторы постарались в полной мере отразить историю того или иного места. К примеру, «Текстильщики» отсылают к одноименному промыслу. По задумке авторов, двухуровневая конструкция потолка должна напомнить пассажирам ткацкий станок или вязальную машину.

Многие отделочные материалы и технологии применены в метро впервые. Общая черта для станций БКЛ — энергия новаторства. В то же время каждая из новых точек на карте подземки особенная. Над новым кольцом работали семь дизайнерских бюро и более 30 архитекторов. Облик шести станций определили в рамках международных конкурсов. Запуск каждой из них сравним с открытием новой галереи — восторженных взглядов и отзывов станции собирают не меньше.

Глеб Дудкин

Связанные новости

Читайте также