Видео программы «Сегодня в Москве»
Работы и эскизы лучших дизайнеров XX века представили на выставке «Дом моделей. Индустрия образов». Она открылась в Музее Москвы 7 марта.
Выставка «Дом моделей. Индустрия образов» открылась в Музее Москвы к столетию советской моды. В экспозиции представили работы и эскизы лучших дизайнеров XX века, а также архивные кадры с модных показов того времени.
Пионеры советской моды с самого ее зарождения пытались привнести немного парижского шика даже в повседневный костюм. Дизайнеры делали ставку на сочетание скромности, элегантности и вневременности. Такой подход нашел отражение в фасаде и интерьерах первого центра искусства моделирования одежды «Ателье мод», который открылся в Москве в 1923 году.
Оформлением центра занимался видный художник Владимир Фаворский. Он разработал первый в истории нашей страны демонстрационный зал и украсил его фресками, посвященными жизни современной советской женщины.
Ксения Гусева, искусствовед, историк текстильного дизайна, старший научный сотрудник Музея Москвы: «Здесь один из самых изящных картонов решен в сцене
Наброски Фаворского сохранились в архивах. На выставке их впервые показывают публике, а всего в нескольких залах историки и авторы собрали огромное количество артефактов от эскизов костюмов и образцов тканей до редчайших платьев, которые манекенщицы демонстрировали на подиуме Общесоюзного дома моделей сразу после Великой Отечественной войны.
В витринах можно увидеть костюмы знаменитого модельера Тамары Файдель, в частности платье «Магнолия», созданное ею в соавторстве с сестрой Суламифью Заславской. Все детали наряда разглядеть не получится, так как он помещен за защитное стекло в нишу, где царит полумрак, таковы условия его хранения.
Защитные стекла не мешают понять главное: советские модельеры вовсе не отставали от мировых тенденций, двигаясь в ногу с ними. Так, платьями авторства известного художника по костюму Лины Телегиной восторгался Ив Сен Лоран утонченные силуэты, роскошная ткань, рисунок с народными, но осовремененными дымковскими мотивами. Однако массовое производство к произведениям искусства было беспощадно.
Ксения Гусева: «Те модели, которые попадали дальше на производство, их реализация уже никак не была связана с „Домом моделей“. Вся ответственность лежала на фабриках. Конечно, художники могли приехать и проконтролировать, насколько хорошо реализовали ту или иную модель, но они не могли диктовать, какие материалы и фурнитуру лучше использовать. В итоге модель несколько трансформировалась».
Некоторые платья на выставке можно даже пощупать все потому, что это реконструкция. Костюмы созданы современными художниками по выкройкам из советских журналов мод, обрезкам и кусочкам видеозаписей.
Знаменитое красное платье «Россия» в 1967 году создала советский модельер Татьяна Осмёркина для Международного фестиваля мод. Затем оно открывало показ на Международной выставке легкой промышленности в Монреале и вызвало у зрителей бурю эмоций. Планировалось, что оно станет символом Страны Советов, а в итоге стилизованный под старинный русский наряд костюм пропал. Восстановить платье по раскрашенным фото из журналов
Андрей Скатков, художник по костюму: «Очень сложно воссоздавать, потому что по фото видно, что модель была в динамике. Вся основная вещь вышивка и даже пуговицы все это в небольшом расфокусе. И поэтому тяжело было подбирать».
В итоге у молодых художников все вышло и получилось не менее интересно, чем у именитых советских предшественников. Увидеть плоды их работы, а также погрузиться в мир советской моды можно в Музее Москвы. Выставка продлится до середины июня дольше оригинальные костюмы просто нельзя держать вне хранилища.
Читайте также
- Бумажная мода: в Москве показали не воплощенные в жизнь наряды
20-х годов - Модницы спешат в Кремль оценить роскошь и элегантность стиля
ар-деко - Жизнь и быт москвичей разных эпох: в столице открылась уникальная выставка
- На ВДНХ стартовала Московская неделя интерьера и дизайна
- В Москве открылась выставка «ПРОреставрацию»
- Предновогодняя выставка открылась в Коломенском