Фарфоровая игра: в Эрмитаже открылась выставка скульптур Инны Олевской

03.03.2023, 20:30

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Эрмитаже появилась новая постоянная экспозиция. При поддержке компании «Газпром» в Главном штабе открыли выставку фарфора Инны Олевской. Она проработала на знаменитом Ломоносовском заводе более полувека, создавая предметы быта, как произведения искусства. В ее работах нет цветов, листьев и другого традиционного декора. Фарфор от Олевской — это лики ангелов, музы, образы Пушкина и Моцарта.

Сначала может показаться, что зал полон изящных фарфоровых скульптур, между собой никак не связанных, и только в процессе изучения, осматривая фигуру за фигурой, складывая их смыслы, как детали большой мозаики, приходишь к пониманию всей композиции, которая называется «Гений и злодейство — две вещи несовместные». И тогда уже удивляешься, что не замечал очевидного. Вот Пушкин на опрокинутом кресте вниз головой — узнаваемый профиль, лицо — копия посмертной маски. Над ним человек в форме кавалергарда, застывший в состоянии непонимания и растерянности — Дантес, конечно.

С другой стороны два горельефа — Сальери, прячущий за спиной кубок, и над ним отравленный Моцарт. В середине пространство заполнено разными объектами — от маленьких ангелов до пышнотелой барочной женской фигуры. Фарфор обычно используется в прикладных малых формах, но Инна Олевская в своей композиции пошла иным путем.

Инна Олевская более 50 лет проработала художником на Ломоносовском фарфоровом заводе. Еще в те времена, когда широкой публике было неизвестно слово «инсталляция», она говорила, что создает архитектурно — пространственные композиции. В них зритель как бы погружается в художественную среду.

Алексей Миллер, председатель правления ПАО «Газпром»: «Выставка знаменательная. Знаменательная потому, что искусство фарфора, фарфоровой композиции — этот вид творчества составляет историко-культурное достояние Петербурга и России».

Восприятие работ Инны Олевской требует времени и внимательности к деталям. Чем глубже погружаешься в композицию, тем сильнее она затягивает. Фарфоровая игра временами и жанрами. Рядом с классическим барокко здесь присутствует модерн. Автор как бы говорит — привычный хрупкий и тонкий фарфор может быть и таким — мощным и монументальным.

Читайте также