Главный финансовый омбудсмен РФ: нужно заставить банки вести аудиозапись общения с клиентами

16.02.2023, 10:00

Фото: РИА Новости © 2023, Владимир Трефилов.
Видео программы «Поздняков»

Непредоставление банком записи общения с клиентом при решении финансовых споров ограничивает возможности по защите прав граждан. Об этом в эксклюзивном интервью НТВ заявил профильный омбудсмен Юрий Воронин.

Главный финансовый уполномоченный РФ подчеркнул, что будет поднимать вопрос о фиксации общения банков с клиентами до тех пор, пока он не будет решен.

Юрий Воронин, главный финансовый уполномоченный РФ: «Необходимо законодательно установить в обязанность банка вести хотя бы аудиозаписи приема потребителя по основным видам, так сказать, услуг, которые они предоставляют, чтобы была возможность и у надзорного органа в лице ЦБ, и у нас, органа, который рассматривает споры, запросить такую запись и по ней проследить правильность действий, все ли сделал банк как сильная сторона для того, чтобы полностью и объективно проинформировать потребителя о тех услугах, которые ему предоставляются».

По словам Воронина, также в целях защиты интересов людей банки как сильная сторона могли бы уделять большее внимание так называемым неординарным транзакциям, которые производятся в необычных обстоятельствах или в отношении уязвимых категорий населения.

Юрий Воронин: «Ведь банк обладает возможностью проверить. Перевожу деньги на какой-то нетипичный, не известный банку счет, мне все время идет звонок робота — подтвердите, вы ли это сделали. Но если возникает такая ситуация, что в 4 утра транзакция, будет нормальный человек в 4 утра транзакции делать? Вы поинтересуйтесь, может, она правильная, и вопросов нет, но вы поинтересуйтесь. У банка же есть право подвергнуть сомнению ту или иную транзакцию по антитеррористическим соображениям. Этим банки должны более широко пользоваться. Вот здесь мы полагаем, что они могут больше сделать с точки зрения защиты прав потребителя, который в этой ситуации абсолютно беззащитен, он технически не может вот такого рода воздействиям мошенническим противостоять».

Воронин также отметил, что некоторые пенсионные схемы порождают неприемлемые практики, а законодательство по НПФ устарело.

Юрий Воронин: «Вот сейчас мы ждем уже закон в Думе, готовится ко второму чтению. Надеюсь, что его скоро примут — в эту весеннюю сессию, дающую нам право отменять договоры, которые были заключены мошенническим путем — путем обмана, или заблуждения».

Финансовый омбудсмен пояснил, что сейчас нет возможности вернуть деньги пострадавшим от таких схем клиентам.

Юрий Воронин: «Главное-то — вернуть человеку его деньги, еще и с процентами за незаконное пользование его средствами, для того, чтобы права установить. Но по фондам это другое. Там же очень уже устаревшее законодательство. Там эти схемы так называемые, пенсионные,
которые тоже порождают недобросовестные практики, которые мы видим и обсуждаем с Центральным банком, сигнализируем об этом».

По словам Воронина, назрел вопрос об актуализации норм и размеров сумм, которые там заложены: закон должен стать прозрачнее для людей.

Воронин также признал, что санкционные процессы оказывают влияние на российский финансовый рынок, и, как следствие, возникают некоторые проблемы с исполнением обязательств с его стороны перед гражданами.

Юрий Воронин: «Вот сейчас непростая ситуация в ОСАГО. Связано с тем, что основная форма, которая всегда продвигалась, — это натуральный ремонт поврежденного автомобильного средства. Сейчас он затруднен с точки зрения поставки запасных частей. Появились споры, которые связаны с тем, что, например, заморожены наши средства за рубежом. Это возникает в страховании, инвестиционном страховании. Там, где средства граждан вкладывались в иностранные инструменты».

По словам Воронина, что касается последней категории, то не сказать, что явление носит масштабный характер, но такие дела на рассмотрении службы финансового уполномоченного имеются.

В эфир НТВ программа «Поздняков» с интервью Юрия Воронина выйдет сегодня ровно в полночь.

Читайте также