Учитель и ученица: Александр Сокуров и Тина Мастафова представили фильм о поиске себя

13.02.2023, 23:33

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На «Ленфильме» состоялась премьера художественного фильма с непрофессиональными актерами «Тембот» Тины Мастафовой. Худруком картины выступил сам Александр Сокуров.

Дебютантка большого кино с букетом цветов встречает гостей петербургской премьеры. В зале нет свободных кресел, а на входе спрашивают лишний билетик. Такой интерес к проблемам молодежи по эту сторону экрана, в кинокартине ситуация обратная.

Найти свое место в жизни и пытается главный герой картины. Его имя — Тембот, что означает «очень крепкая сталь». Суровая мать, друг-предатель, безразличный отец. Сначала персонаж может показаться слабым и наивным, но честь, долг и мораль остаются с ним.

Интересно, что все роли в картине исполняют непрофессиональные актеры. Артисты из народа это не блажь режиссера, а вынужденная мера: главного героя искали долго, пока на пороге не появился начинающий юрист Марат.

Тина Мастафова, автор сценария и режиссер фильма «Тембот»: «Как только он пришел, я поняла, что он даже не играл ничего, не читал сценарий, но просто по типажу, по его обаянию, по его органике, я поняла, что мне нужен именно он».

Мастерству Тина Мастафова училась у Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. В отличие от персонажей фильма, ученики маэстро вниманием не обделены: обучение продолжилось даже на съемочной площадке. Но теперь капитан корабля — ученица, а мастер берет на себя роль помощника. Мудрость учителя — подсказать, но не указывать.

Александр Сокуров, художественный руководитель фильма «Тембот»: «Все ошибки, которые совершают они, совершал и я. Может, мое достоинство в том, что я не забыл о своих ошибках, а очень хорошо их помню и сожалею. Если есть возможность, я хочу предупредить своих молодых коллег, чтобы они мои ошибки не повторяли, и, в конце концов, хорошо, что они становятся лучше тех, кто их учил. Это, в конце концов, наша цель».

Сложные ситуации Александр Николаевич берет на себя, например, сцены с матерью. Тина признается, что мастер очень помог в работе с непрофессиональными артистами, и символическая сцена, где Тембот вырывается из-под материнского давления, — полностью идея Сокурова.

К финалу картины, когда дистанция между главным героем и его родителями только увеличивается, в зале происходит совершенно другая магия. Зрители сближаются с авторами, и это то самое тонкое кино, которому учит Александр Сокуров.

Возможно, секрет успеха исполнителя главной роли в его органичности: играть особо не пришлось. Как каждому мужчине на Северном Кавказе, для Марата было важно, чтобы родные могли им гордиться. Сначала он стал строителем, потом пошел в юриспруденцию, теперь еще приобрел и киноопыт, который наконец научил больше прислушиваться к себе.

Марат Таумурзаев, исполнитель главной роли: «В свободное время я преподаю математику и готовлю школьников к ОГЭ и ЕГЭ. Можете обращаться — дорого».

На представлении фильма мастер тоже рядом, но немного позади. На сцене царит полное взаимоуважение. В финале Тина признается, что трагический финал это жест признания Сокурову. В будущем она хотела бы снимать комедии, но наверняка тоже по-сокуровски мудрые.

Мария Сапожникова

Читайте также