Олимпиада в Сараеве: как это было и почему ее вспоминают до сих пор

08.02.2023, 12:19

Фото: AP Photo © 1984

На Балканах сегодня вспоминают олимпийское чудо 1984 года. 8 февраля в Сараеве открылись зимние игры. Для тогда еще единой Югославии это событие стало мировым триумфом. В соцстрану приехала даже сборная США, которая до этого бойкотировала московскую Олимпиаду. Жители Балкан даже спустя почти 40 лет тепло вспоминают тот большой спортивный праздник.

В 1984 году Ахмед Карабегович возглавлял оргкомитет сараевских Игр. 39 лет прошло, а для него все это как будто случилось вчера.

Ахмед Карабегович, генеральный секретарь организационного комитета Олимпийских игр в Сараеве в 1984 году: «На стадионе состоялась церемония открытия. На трибунах были 65 тысяч человек, зажгли олимпийский огонь».

Это была первая и последняя Олимпиада в Югославии. Иосип Броз Тито, принявший решение о проведении Игр, так и не увидел их, он умер в 1980 году, но дело продолжили его соратники. Впервые в истории зимняя Олимпиада прошла не в Альпах, да еще и в социалистической стране.

Ахмед Карабегович: «Нам повезло. Политическое руководство сразу же приняло идею зимних Олимпийских игр. Им хотелось чего-то нового. Тогда центр зимнего спорта был в Словении. Многие говорили: да ладно вам, наивные боснийцы, вы что, серьезно рассчитываете с первой попытки заполучить зимнюю Олимпиаду? Но мы ее получили!»

Сараево превратился в стройку, а словенский художник Йоже Тробец придумал символ Игр — волчонка-хулигана Вучко, который тут же завоевал сердца югославов. Озвучил его легендарный певец Здравко Чолич. Последние дни перед Олимпиадой были бесснежными. Как шутили тогда, сербы, хорваты и мусульмане молились в те дни одному богу и просили, чтобы выпал снег.

Ахмед Карабегович: «За два дня до начала Олимпиады ко мне в кабинет зашел глава советской делегации и говорит: кофе есть, а водка? Я говорю: у меня все есть. Он посмотрел на меня, а потом спрашивает: ну, и что мы будем делать без снега? Я ему говорю: ночью точно выпадет! Так и получилось!»

Снегопад потом шел всю неделю, а 8 февраля 1984 года хорватская фигуристка Сандра Дубравчич зажгла олимпийский огонь. Зимние Олимпийские игры 1984 года в Сараеве стали триумфом союзной Югославии. Сюда приехали тысячи спортсменов со всего мира, даже сборные СССР и США, несмотря на бойкот Западом московской Олимпиады. Это был первый случай в истории, когда спортивные соревнования посмотрели свыше 2,5 миллиарда зрителей.

Впрочем, советская спортивная делегация могла покинуть Игры досрочно. 9 февраля скончался генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов. В СССР объявили траур, а нашим спортсменам запретили радоваться наградам. В последний момент в Москве все же решили продолжить участие в Играх, наши ребята постарались и завоевали 25 медалей в общем зачете. Хоккейная сборная выиграла все 7 игр, но по количеству золотых медалей тогда нас обошла сборная ГДР, в составе которой блистала 19-летняя Катарина Витт. Югославия на тех Играх завоевала первую в истории олимпийскую медаль — серебро в гигантском слаломе.

Через несколько лет на Балканах началась страшная война. Сараево был практически разрушен, а Югославия перестала существовать. Почти все олимпийские объекты сейчас — это исписанные граффити развалины. Спорткомплекс «Зетра», где играли наши хоккеисты, подожгли еще в начале войны, как и «Скендерию». На бобслейных трассах сейчас катаются на санках дети. А на горе Игман, где проходили соревнования прыгунов с трамплина, люди вспоминают Югославию и время, когда они были едины.

Авдо Вречо: «Это было незабываемо и неповторимо! Наше поколение, наверное, никогда этого не забудет. Тогда весь мир собрался в Югославии».

Матия Ковачевич: «Мы так красиво жили тогда. Послушайте, я прожил в Канаде 30 лет, когда распалась Югославия, я всем сказал: это очень большая ошибка».

Рудольф Лихтенеггер: «Для меня Югославия — это все. Я родился в Югославии, учился в Югославии, работал, женился и хорошо жил в Югославии. Сейчас хорошо живут только люди, у которых много денег, но нет души».

Сараевские зимние Олимпийские игры — это была красивая и добрая история. В то время никто не делил югославов на сербов и албанцев, хорватов и боснийцев-мусульман. Жаль только, что у этой истории такой грустный конец.

Читайте также