Как в Севастополе реставрируют диораму, посвященную штурму Сапун-горы

03.02.2023, 11:55

Видеосюжет: Ростислав Скидан
Видео программы «Сегодня»

В Севастополе проводят комплексную реставрацию диорамы, которая посвящена штурму Сапун-горы. Весной 1944 года там шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Эти события и нашли отражение в экспозиции. Ремонт в музее не проводили больше 60 лет. Теперь мастера возвращают полотнам первозданный вид.

Музей «Штурм Сапун-Горы» был открыт 9 мая 1945 года.

Илона Беликова, старший научный сотрудник отдела истории Великой Отечественной войны музея обороны Севастополя: «Идея открытия этого музея принадлежала участникам освобождения Севастополя, им хотелось построить музей именно там, где были самые ожесточенные, но славные бои по освобождению города».

Туристам это место больше известно как диорама, но на самом деле диорама — главная часть экспозиции. На огромной полукруглой картине авторства художников Московской студии Грекова запечатлен прорыв красноармейцев на Сапун-горе, после которого рухнула вся линия фашистской обороны. Полотно в приморский город привезли в 1959 году, ради него перестроили здание музея. И с тех пор ни полотно, ни здание, ни территория ремонта не видели.

Михиал Смородкин, директор Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «В прошлом году закончили комплексную реставрацию здания диорамы, буквально отреставрировано все начиная от входа и до дымохода, как говорится, с заменой всех инженерных систем на новые, современные, со своими требованиями к энергосбережению, к климату. У нас здесь уникальное полотно, уникальные предметы внутри».

Изменения в экстерьере уже видны, интерьер готов отчасти. В выставочном зале экспонатов пока нет, есть стенды — они и крепче, и вместительнее, и безопаснее старых.

В зале самой диорамы московские реставраторы приступили к работе с полотном. Сейчас мастера ищут трещины и разрывы, укрепляют лакокрасочный слой. Ярче всего работа реставраторов видна с обратной стороны полотна: просвечивая холст ярким фонарем, они видят дефекты и устраняют их как с фронтальной, так и с тыльной части диорамы.

На полотно наносят клейкую основу из плавательного пузыря осетровых рыб, чтобы окончательно доработать участок, который был с оборота обработан воском. И только потом приступают к воссозданию цвета. Сложность — в подборе материалов, многие лаки и краски сняты с производства десятилетия назад, поэтому реставраторам приходится искать схожие по компонентам.

Мастера уже отреставрировали предметный план картины, ремонт диорамы планируют завершить в мае этого года.

В здании Музея-панорамы обороны города в годы Крымской войны реставрация только начинается. Здесь работы займут три года. Причина та же — десятилетия без ремонта.

Михиал Смородкин: «Через полтора года все работы внутри здания будут закончены, и тогда общестроительные реставраторы уйдут на внешний периметр здания, его фасад и кровлю, а внутрь уже зайдут профессионалы-художники, которые будут реставрировать само полотно».

Читайте также