Подобру-поздорову: как уволиться, чтобы потом не аукнулось

04.02.2023, 15:58

Фото: Hunters Race / unsplash.com

В 2022 году работу поменял каждый пятый россиянин. Далеко не все пережили трудовой «развод» безболезненно. Как грамотно уйти, чтобы потом не аукнулось, рассказали эксперты.

В 2022 году место работы поменяли 20% россиян, показал опрос исследовательского центра «Зарплата.ру». Больше половины респондентов расстались с коллективом на положительной ноте. Но были и те, для кого увольнение сопровождалось волной негатива и ссорами. В подобном исходе признались 8% россиян.

Чтобы уволиться без особых проблем, эксперты рекомендуют в первую очередь заранее предупреждать работодателя. Управляющий директор платформы «Авито Работа» Артём Кумпель в беседе с НТВ напомнил о стандартном требовании трудового законодательства: рядовому работнику нужно подавать официальное заявление в письменном виде не позднее чем за две недели, а руководителю — за месяц до предполагаемого ухода. Можно сообщить еще раньше — так компании будет проще искать человека на вакантное место, а тот, кто уходит, еще и сможет помочь обучить новичка.

Артём Кумпель: «Чтобы показать себя ответственным профессионалом и сохранить добрые отношения, стоит передать дела коллегам, составить для них письменные инструкции, предупредить о грядущих переменах партнеров и клиентов».

Увольняться нужно только на «холодную голову» и желательно после откровенной беседы с начальником. Во время разговора следует рассказать, что именно не устраивает. Возможно, проблемы вполне решаемы, поэтому и увольняться не придется, отметил Кумпель.

Если же решение принято твердо, нужно готовиться к личному разговору с руководителем. До этого момента лучше не обсуждать свой уход с коллегами — могут проговориться. Хотя беседа и без их «помощи» обещает быть непростой. Потребуются умение не переходить на эмоции, корректность и конкретность.

Артём Кумпель: «Желательно открыто рассказать о причинах увольнения и ни в коем случае не прибегать к манипуляциям типа „останусь, если поднимете зарплату“. Однако ценным специалистам стоит быть готовыми к возможным встречным предложениям и обдумать, на каких условиях они были бы согласны остаться, если зарплата — одна из основных или важных причин, которые сподвигли на решение об уходе».

Кстати, по данным «Авито Работа», в последние годы треть россиян уволилась именно из-за недовольства зарплатой. Среди других распространенных причин — желание перемен, отсутствие перспектив карьерного роста, а также поиск более интересных задач.

Правда, иногда увольнение, в том числе по инициативе работодателя, бывает полезным всему коллективу. Так, уход сотрудника может способствовать продвижению по службе его коллеги, который окажется более перспективным, или поможет привлечь в компанию нового способного кандидата.

В свою очередь, эксперты «Зарплата.ру» напоминают: руководитель, решивший уволить подчиненного, может оказать ему комплекс мер поддержки. Так называемый аутплейсмент позволяет разойтись на хорошей ноте. В него, в частности, входит набор профессиональных тренингов и консультаций по поиску работы, ориентации персонала на рынке труда. Более того, хорошая компания постарается оказать уволенному сотруднику психологическую помощь.

Вместе с тем разрывать трудовые отношения не обязательно навсегда. Это полезно знать и руководителю, и подчиненному. Компания может, например, привлечь бывшего сотрудника на проектную задачу или использовать его опыт при погружении в рабочий процесс новых специалистов.

А вот жесткое увольнение, наоборот, грозит компании репутационными рисками, предупреждают эксперты «Зарплата.ру». Не исключено, что недовольный экс-сотрудник, например, поделится с конкурентами конфиденциальной информацией, уведет с собой часть команды или напишет «обиженный» пост в соцсетях.

Но и самому сотруднику нужно держать себя в руках, иначе есть риск запятнать личную репутацию. А об этом уже могут узнать HR-специалисты компаний, куда он попытается устроиться.

Читайте также