Страховщики из-за дефицита запчастей стали чаще предлагать деньги вместо ремонта по ОСАГО

23.01.2023, 09:45

Видеосюжет: Михаил Чебоненко
Видео программы «Сегодня»

Отремонтировать машину по полису ОСАГО теперь — непростая задача. Страховщики все чаще отказывают автомобилистам и ссылаются на санкции. Мол, иностранных запчастей практически нет. Клиентов уговаривают согласиться на денежные выплаты. Но суммы предлагают откровенно заниженные − на ремонт не хватит.

В ремонте машины по страховке — теперь в большинстве случаев отказывают. Из-за санкций и ухода автопроизводителей с российского рынка новых запчастей практически нет, а заказать их крайне сложно. Либо идти будут долго (а по закону сервис должен вернуть машину хозяину не позже чем через месяц), либо и вовсе не придут. Поэтому страховые компании и решили отдавать деньгами — пусть водители сами решают проблему с ремонтом. И количество обращений к автоюристам увеличилось в разы. Жалобы одни и те же: суммы компенсации на восстановление авто не хватает.

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулём», автоэксперт: «Страховые компании, естественно, считают по низу рынка, ЦБ разрешил использовать в расчетах аналоговые запчасти в тех случаях, когда нет оригинальных, а мы не знаем, когда их нет, еще учитывается амортизация автомобиля».

Практика показывает, суды часто встают на сторону потерпевших. Юристы настаивают: в этой ситуации правда и закон на стороне автолюбителей. Ущерб страховые компании обязаны рассчитывать исходя из стоимости новых запчастей, либо брать ремонт на себя. А если сумма компенсации не устраивает, необходимо назначить независимую экспертизу. Закон позволяет также напрямую привлечь виновника аварии.

Сами страховщики разводят руками: ситуация тупиковая. Но уверяют: сумма компенсации рассчитывается согласно нормам, установленным законом. Отказ от ремонта по страховке — мера вынужденная. На запчасти можно выделить необходимую сумму и найти способ их доставки в Россию, но времени, которое отведено на ремонт, слишком мало. Даже если речь не об оригинальных деталях.

Многие эксперты считают, что ситуацию спасет параллельный импорт. Но на запчасти для иномарок он пока не налажен. А недавно сами страховщики предложили выход при помощи деталей, бывших в употреблении и увеличения срока ремонта по ОСАГО хотя бы до 2 месяцев. Однако Центробанк идею не принял. Посчитав, что бывшие в употреблении запчасти будут провоцировать аварии, а более длительный срок ремонта надолго оставит хозяина машины без колес.

Читайте также