«Жертва собственного успеха»: почему по Китаю проносится ковидный смерч

21.01.2023, 16:29

Видео программы «Центральное телевидение»

Китайцев стало меньше почти на миллион человек, а причиной демографического кризиса стал коронавирус. Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний не публикует статистику смертности от COVID-19. При этом власти продолжают снимать действовавшие коронавирусные ограничения, в том числе и для путешествий. Китай постепенно «открывается», и мир готовится к наплыву китайских туристов.

Китайские больницы переполнены, а пациенты на ИВЛ лежат на полу реанимации.

Чжу Юнг, старшая медсестра отделения реанимации: «Почти у всех пациентов дыхательная недостаточность, уровень кислорода — 50–70%. Мы работаем в диком напряжении. Многие врачи болеют сами, но продолжают помогать людям».

Видео из соцсетей рисует ужасные картины ковидного смерча, который проносится по Китаю. Сейчас в Китае тысячи тел в моргах, новые могилы на кладбище, ряды которых уходят далеко за горизонт, и очереди в крематорий, в которых ждать приходится в среднем 8 дней. Для тех, кто не хочет откладывать церемонию, появилась услуга «кремация вне очереди» за 68 тысяч юаней (870 тысяч рублей). Если у родственников такой суммы нет, то они сжигают тело умершего во дворе.

В начале эпидемии максимальные меры предосторожности вплоть до локдауна приняли почти все страны, потому что другой защиты не было. С появлением вакцины все изменилось. Прививки снизили количество тяжелых случаев и уменьшили нагрузку на врачей. Так человечество училось жить с вирусом, который никуда не собирается исчезать.

Китай выбрал иную тактику: не жить с вирусом, а избегать встречи с ним. Политика «нулевой терпимости к коронавирусу» означала, что при наличии всего нескольких положительных тестов на долгий локдаун закрывали целые города и даже провинции.

Недовольство локдаунами нарастало все больше. В ноябре 10 человек погибли в городе Урумчи, не сумев выбраться из заблокированных квартир во время пожара. После этого по всей стране вспыхнули протесты, которые погасили внезапной отменой «политики нулевой терпимости».

Финансовый аналитик из Гонконга Эндрю Люнг заявил, что на решение властей повлияли и финансовые итоги года. Впервые за 50 лет ВВП страны вырос всего на 3%, и экономику пора восстанавливать. Но все же главным фактором оказалась эволюция вируса. Ученые Поднебесной ждали, когда смертность от вируса снизится до уровня гриппа.

Эндрю Люнг, финансовый консультант инвестиционного фонда: «После трех лет локдаунов терпение людей практически подошло к концу. Было много протестов по всей стране. К тому же от такой политики серьезно страдала экономика. Поэтому было принято решение открыть страну, как это сделал весь остальной мир».

По мнению Люга, «Китай стал жертвой собственного успеха», так как в начале эпидемии ему «удалось сдержать вирус и предотвратить множество жертв». При этом из-за локдаунов уровень коллективного иммунитета в стране очень низкий, отметил финансовый консультант.

Китай, конечно, тоже прививал своих жителей — 92% населения получили хотя бы одну дозу самой дорогой из существующих вакцины. Но почему она как будто не работает?

Петр Чумаков, член-корреспондент РАН, зав. лабораторией пролиферации клеток Института молекулярной биологии: «При производстве вакцины китайцы использовали исходный уханьский штамм, который еще не претерпел те стадии эволюции, которые он прошел потом за 2 года циркуляции во всем мире. И тот вирус, который вернулся в Китай извне, этот омикрон, он настолько отличается, что практически коллективный иммунитет не срабатывает».

По данным официальной статистики, в Китае 60 000 погибших за месяц, однако ВОЗ заявляет, что минздрав Китая не включает туда больных, кто умер от осложнений хронических болезней, вызванных ковидом. Прогноз вирусологов — полтора миллиона жертв. Тяжесть ситуации признал и Си Цзиньпин во время общения c врачами в канун китайского Нового года.

Си Цзиньпин, председатель КНР: «Сейчас мы вступили в новую фазу борьбы. Суровые вызовы сохраняются, но впереди мы видим луч надежды».

Статистику числа зараженных и погибших от вируса больше не публикуют, но о масштабах эпидемии можно судить по пустым полкам аптек и проблемам с поставками других товаров. Многие заводы работают лишь в половину мощности. По данным журнала The Economist, ежедневно заражаются 37 миллионов человек, и ситуация может совсем выйти из под контроля.

В эти выходные жители республики отмечают Новый год, в честь которого планируют совершить два миллиарда поездок по стране и за границу.

Ма Лонг, житель Китая: «Я так счастлив. Локдаун длился 3 года и, казалось, никогда не кончится. Но карантин сняли, и я могу поехать домой!»

Больше половины пассажиров из Поднебесной сдали в итальянском аэропорту положительный анализ на COVID-19. Уже 14 стран ввели для китайских туристов обязательное тестирование при пересечении границы. Профессор эпидемиологии из института здравоохранения в США Крис Бейрер считает, что мир беспокоит появление новых штаммов.

Крис Бейрер, профессор эпидемиологии, директор Института глобального здравоохранения Дьюка: «В новогодние каникулы городское и сельское население перемешается. Возникает риск появления совершенно новых штаммов вируса, от которых не спасет даже сильный коллективный иммунитет, который сегодня сформировался во многих странах. Сейчас очень нужно международное сотрудничество ученых, чтобы понять, как эволюционирует вирус. Нам нужно забыть о политических разногласиях и работать вместе, чтобы избежать новой мировой пандемии».

Впрочем, китайские ученые и в нынешних условиях идут своим уникальным путем. Они планируют превратить комаров в вакцину. В лаборатории генетически модифицированные насекомые уже успешно прививают животных от вируса Зика. И кто знает — возможно, следующая китайская вакцина от коронавируса будет выглядеть именно так?

Связанные новости

Читайте также