В Эрмитаж «попал» осколок снаряда времен блокады

19.01.2023, 22:12

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Ржавый осколок вернулся в тот самый Гербовый зал, который в 1944 году серьезно повредил.

В Эрмитаже представили как самого виновника, так и разнообразные свидетельства, зафиксировавшие увечья, нанесенные в блокаду. Акт комиссии по ущербу, черно-белые фото и очень любопытный рисунок художницы Веры Милютиной.

Всего за время блокады в здания Эрмитажа попало более тридцати снарядов и две авиабомбы. К эвакуации главный музей страны благодаря своему директору Иосифу Орбели подготовился заранее ещё в мирном 1938-ом. В итоге, два эшелона с шедеврами благополучно покинули Ленинград. Третий, правда, не успел: сомкнулось кольцо блокады. В новых реалиях важнейшей задачей стало спасение не только произведений, но и людей.

Елена Соломаха, заместитель заведующего отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа: «В 12 подвалах во время блокады, осенью и зимой 1941-го, проживало около двух тысяч человек. Здесь жили и сотрудники Эрмитажа со своими семьями, и жители окрестных домов, и деятели культуры, среди которых был Александр Никольский. Он оставил замечательный альбом с рисунками».

Рисунки Никольского — единственный источник, дающий представление о блокадных буднях музея. Выжить многим обитателям подвалов помогла наука. Будущий директор Эрмитажа Борис Пиотровский именно здесь написал свой знаменитый труд «История и культура Урарту», удостоившийся впоследствии Сталинской премии. Рабочий процесс облегчал тяжёлую жизнь, помогал переносить голод.

Читайте также