Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
В эти дни в Летнем и Михайловском садах рассказывают о том, как Русский музей смог уцелеть в годы блокады Ленинграда.
Место встречи берма перед садовым фасадом Михайловского дворца. Гостей Виктор Мельников ждет именно здесь, не потому что это видное место с бермы начинается рассказ историка. Насыпанное из земли сооружение Карл Росси спроектировал для удобного выхода из здания, но в 1941 году в берме выкопали котлован, чтобы спасти скульптуру Анны Иоановны с арапченком. Почти трехметровая царица весом в четыре с половиной тонны провела в подземелье с 1941 по 1945 года.
Виктор Мельников, ведущий специалист по
Редкие архивные фотографии в сочетании с интереснейшим повествованием специалиста высокого уровня Русский музей представляет в честь
В 1941 году на поляну перед корпусом Росси положили памятник Александру Третьему. В Михайловский сад его привезли с площади Восстания. Но установить в окружении скульптур соцреализма, пионеров и женщин с веслами, не успели. Прятать трехтонную скульптуру в котлован не стали: на это у музея уже не было технических средств. Все краны бросили на оборонительные работы.
Кроме мест укрытия скульптур Виктор Мельников рассказывает и показывает, что происходило в садах в годы блокады, как работали и где жили сотрудники Русского музея, какую страшную миссию выполнял Спас на Крови. В храме хранили тела умерших сотрудников, живые обитали в подвале, числились служащими. У них была не самая богатая продуктовая карточка, но и она отоваривалась далеко не полностью.
При этом в Русском музее всегда кипела работа. Берегли экспонаты, забивали фанерой выбитые взрывом стекла, следили за зданиями, проводили совещания и защищали кандидатские.
Виктор Мельников, ведущий специалист по
Чем спасли не одно садовое произведение искусства. От снарядов и осколков укрыли порфировую вазу в Летнем саду и памятник баснописцу Ивану Крылову. Мраморные скульптуры античных героев, богов и богинь закапывали в землю, а чтобы материал не разрушался, стены котлованов обшивали деревом. Статуи дожили до 1945 года, когда их массово стали возвращать на поверхность Земли.
Экскурсия завершается у Летнего дворца Петра I. И это неспроста, ведь полуторачасовой рассказ Виктора Мельникова это грустная история, но финал у одной из старинных построек Петербурга, которую после войны восстановили и сюда в 1947 году запустили первых посетителей, говорит о том, что несмотря ни на что жизнь продолжается.
Читайте также
- Скульптурный тренд: Эрмитаж и Петергоф спасают оригинальные шедевры «двойниками»
- Спорная реставрация. Новый облик Летнего сада нарушает закон
- На Летний дворец и Кофейный домик двух миллиардов не хватило
- Обновленный Летний сад превратился в Диснейленд
- Все идет по плану
- Русский музей при поддержке «Газпрома» отреставрировал полотно «Последний день Помпеи»