Москвичи выбрали лучшие объекты реставрации

13.12.2022, 18:05

Видеосюжет: Александр Коневич
Видео программы «Сегодня в Москве»

Москвичи выбрали лучший отреставрированный объект в столице. Голосование проходило на портале «Активный гражданин». Победителем стала церковь Воскресения на Успенском Вражке. Комплексная реставрация здания началась в 2020 году. Специалисты укрепили конструкции, привели в порядок иконостас, лестницы, двери. Работы завершились в ноябре. Второе место по итогам голосования занял павильон «Физика» на ВДНХ. Там отреставрировали декор, парадный вход и витражи.

Да будет свет — причем такой же, как в 1954 году, когда павильон «Физика» на ВДНХ был открыт. Такое решение реставраторы приняли в самом начале работ, и больше года команда специалистов занималась воссозданием 18 исторических светильников, которые были полностью утрачены. Делать их копии пришлось исключительно по черно-белым архивным фотографиям. Самой сложной оказалась работа над огромной люстрой «Ладья» весом 750 килограммов.

Елена Максимова, главный архитектор-реставратор павильона «Физика»: «Очень долго прорабатывались все модели в пластилине, гипсе. Модели лошади для люстры „Ладья“ прорабатывались в глине даже, потому что это очень большой объем, большая деталь».

К сожалению, часть декоративного оформления уже не восстановить. Но то, что было скрыто от глаз посетителей за листами фанеры и слоями краски, реставраторам удалось воссоздать.

Елена Максимова: «Для нас было приятным сюрпризом, что наши предки в большинстве случаев не демонтировали, а „зашили“ детали декора фанерой, достаточно бережно, что позволило при раскрытии нам изучить и сохранить эти детали на месте».

Задачей реставраторов было максимально приблизить облик павильона к изначальному авторскому замыслу. И они с этим прекрасно справились — даже восстановили большинство витражей благодаря долгой и кропотливой работе с фотоархивом.

Татьяна Липатова, основатель и главный художник мастерской по созданию и реставрации виражей: «Конечно же, много спорных вопросов было по поводу цвета, потому что цветопередача на фотоизображениях все-таки может быть другой. Слава богу, нам удалось воссоздать все точно так, как было. И мы очень гордимся и счастливы, что судьба дала нам такую возможность выполнить эту работу».

Качество работы уже высоко оценили пользователи электронного сервиса «Активный гражданин». Жители столицы сами выбирали понравившийся проект и определяли победителя в номинации «Лучший объект реставрации по версии активных граждан».

Реставрация главного здания литературного института имени Горького началась в 2017 году. За это время специалисты восстановили интерьер начала XX века: мраморные подоконники, каменные лестницы, деревянные потолочные карнизы и красивую лепнину, которая была скрыта под обшивкой. Что немаловажно для будущих поэтов и писателей — реставраторам удалось сохранить особую атмосферу этого места.

Надежда Даниленко, научный руководитель проекта реставрации литературного института имени Горького: «В советский, ранний советский период здесь располагались общежитие литераторов и квартиры литераторов. Очень много известных людей здесь жило, я не буду перечислять. Поэтому для нас было важно не только восстановить вот эти ранние элементы, что мы обнаружили в ходе работ при раскрытии, но и сохранить дух этого здания».

В порядок привели своды потолков, окна и двери. Где-то пришлось заменить перекрытия и часть кровли, обновить фасад. А в цокольном этаже во время реставрации укрепили фундамент и очистили специальными растворами кирпичные стены.

Еще один объект, участвовавший в народном голосовании, — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке, памятник истории и культуры федерального значения. Сначала церковь была деревянной, но во время большого московского пожара 1629 года она сгорела дотла. На ее месте возвели каменный храм, колокольня и трапезная которого были перестроены в начале XIX века. 40 лет назад храм реставрировали, но тогда технологии еще не позволяли сделать то, что могут современные специалисты.

Сергей Завгородний, художник-реставратор монументальной живописи: «В то время расчистку провели не до конца. Под слоем середины XIX века начал просматриваться еще один слой. И вот в процессе раскрытия нам удалось выявить более ранний слой, причем гораздо выше уровнем художественного мастерства».

Реставраторы вернули исторический облик фасадам и интерьерам церкви. Однако главным достижением они считают именно восстановление монументальной живописи, которая была в храме изначально.

Протоиерей Николай, настоятель храма Воскресения Словущего: «Это трогательная, очень воздушная живопись, написанная очень хорошим художниками того времени. Это очень хороший результат, и мы увидели, наконец, наш храм глазами его прихожан XIX века».

Службы в храме на время реставрации не прекращали.

Александр Коневич

Читайте также