«Существуют лазейки»: как Москва ответит на введение потолка цен на российскую нефть

10.12.2022, 17:40

Видеосюжет: Андрей Суханов (@ap_sukhanov )
Видео программы «Центральное телевидение»

На этой неделе вступило в силу решение запретить страховым компаниям из США, Британии, Канады, Австралии и стран Евросоюза страховать танкеры для перевозки российской нефти, если цена за баррель окажется выше 60 долларов. Как будут работать эти нефтяные санкции и каким будет ответный ход Москвы?

Райан Рэй — известный в Америке аналитик нефтяных рынков. Всю эту неделю он мониторит сообщения профильных информагентств о том, что турки из-за санкций якобы блокируют танкеры с нефтью из России в проливе Босфор.

Райан Рэй, аналитик нефтяных рынков: «Страховые компании в Евросоюзе без сомнения столкнутся с политическим давлением: их будут вынуждать отказываться работать с российскими танкерами. Однако не совсем понятно, есть ли способы обойти данные ограничения».

Оказалось, в пробке между Чёрным и Мраморным морями застряли танкеры преимущественно не с российской, а с казахстанской нефтью. Но почему это вообще произошло? Дело в том, что турецкие власти отныне решили проверять у каждого корабля страховку. В этих страховках и кроется вся суть новых нефтяных санкций Запада по отношению к России.

Ценовой потолок на российское черное золото, введенный странами Евросоюза и G7 в этот понедельник, касается только нефти, которую перевозят морем с помощью танкеров. Так называемая трубопроводная нефть, поступающая в Европу по «Дружбе», под санкции по просьбе Венгрии, Чехии и Словакии не попала.

Большинство других европейских стран с 5 декабря ввели полное эмбарго на импорт нефти из России морским путем. Но в чем тогда смысл потолка цен? Члены G7 хотят, чтобы даже дружественные России государства не смогли покупать ее главный экспортный продукт по цене дороже 60 долларов за баррель. Если кто-то, например Индия, захочет дать за российскую нефть больше, чем 60 долларов, то западные танкеры не будут эту нефть перевозить, а страховые компании — страховать, а без страховки транспортировка нефти по морю запрещена.

Нефтетрейдер Марк Ла Кур в эти дни нарасхват: он среди докладчиков на нефтяном симпозиуме. По радио он рассказывает американцам, как на них отразится введение потолка цен на российскую нефть.

Марк Ла Кур: «Цены на сырую нефть в 2023 году будут расти вне зависимости от того, что будет происходить с Россией. Я думаю, что сами участники рынка, такие как ОПЕК, будут регулировать цены при поддержке США, будут держать их на уровне от 90 до 110 долларов за баррель».

Марк объясняет: страны G7 предоставляют страховые услуги для 90% мировых перевозок нефти. Это значит: чтобы торговать черным золотом и дальше, России и ее партерам нужно поменять порядки на глобальном нефтяном рынке.

Марк Ла Кур: «Индия и Китай абсолютно точно будут покупать российскую нефть. Более того, им выгоден потолок цен, который установили страны G7. Существуют лазейки, с ними дела обстоят очень интересно. Сейчас Россия пытается собрать „теневой флот“ супертанкеров».

Депутат Бундестага, член комиссии немецкого парламента по энергетике Штеффен Котре делится инсайдом: на Западе у многих политиков сложилось мнение о том, что если опустить цены на российские энергоресурсы, то рухнет и сама Россия. Поэтому они и задумали провернуть эксперимент против рынка в условиях рыночной экономики:

Штеффен Котре, депутат Бундестага от партии «Альтернатива для Германии»: «Нефтяное эмбарго не приведет к тому, что мы будем импортировать меньше нефти. Оно приведет только к путанице на рынке и в отношениях с поставщиками. А когда такое случается, ясно одно: транспортные расходы растут, все расходы, связанные с переработкой и продажей, тоже растут. И, конечно, в связи с этим растет и конечная цена».

Запад не может искусственно понизить цены на российскую нефть, но они в состоянии с помощью страховок заставить покупателей играть по их правилам, по крайней мере пытаются это сделать. Но чем же ответит Россия? Потолок цен на уровне 60 долларов за баррель выше себестоимости добычи нефти в России, которая колеблется в пределах от 20 до 40 долларов. Большинство мировых экспертов нефтяной отрасли уверены, что именно это дает Москве стимул продолжать экспорт. Россия, второй по величине производитель нефти в мире, уже перенаправила большую часть своих поставок в Индию, Китай и другие азиатские страны, которые, даже несмотря на все санкции и рестрикции, смогут и дальше покупать российское черное золото, если не будут пользоваться услугами западных судоходных и страховых компаний.

Американское агентство Bloomberg утверждает, что Россия уже создала теневой флот из более чем ста кораблей, которые помогут обойти западные ограничения. Журналисты агентства описывают схему, как легко стереть происхождение нефти: встречаются два танкера в море, с одного корабля нефть перекачивают на другой — был товар из России, а стал, например, из Греции, которая это сырье продаст партерам по Евросоюзу в разы дороже, чем покупала.

Штеффен Котре: «Да, это нефтяное эмбарго приведет к тому, что мы будем получать меньше нефти танкерами, но в целом же я не думаю, что Европа по факту откажется от российской нефти. Она просто будет доставляться с помощью лазеек».

Пока мировая экономика играет на стороне Белого дома, потому что цены на нефть неуклонно идут вниз, но не благодаря манипуляциям США, а из-за Китая, который до сих пор не выйдет из кризиса пандемии.

Новости по теме

Читайте также