Почему не всегда можно доверять составу, указанному на упаковке? Зачем с собой в магазин брать лупу? Программа «Живая еда» выяснила, как не дать себя обмануть, умело читая этикетки продуктов.
У Артёма Зверева аллергия на белки молока. Если съест даже небольшое их количество, начнется боль в животе иногда такая сильная, что доходит до обморока. Именно для таких людей на продуктах должны писать, что те могут «содержать следы»
Татьяна Зверева, мать Артёма: «Я начала изучать, оторвала русскую этикетку и увидела, что на оригинале этикетки следы молока указаны. Просто перевод был некорректный».
Другая проблема этикеток неправильные сроки годности. А еще нередко на товарах пишут удивительно мелким шрифтом.
Сергей Анисимов, офтальмолог: «Острота зрения вблизи должна быть по крайней мере 100%. Например, в возрасте после 45 лет уже примерно 94% людей такие шрифты воспринимать без очков или без специальных луп уже не смогут».
Но нарушением по текущему законодательству и это не является.
Отчасти решить проблему с этикетками призван так называемый
Читать состав важно, но всему ли там можно верить?
Увы, фактическое содержание калорий, белков, жиров и углеводов часто расходится с тем, что заявил производитель. Большинство пользуется расчетным методом, основываясь на данных таблиц, что очень неточно. К тому же при выявленных нарушениях производителям положен сравнительно небольшой штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей. При нанесении вреда здоровью сумма может увеличиться до 600 тысяч. Предусмотрена даже уголовная ответственность. Но на практике до этого доходит редко. К счастью, нельзя сказать, что верить цифрам совсем уж нельзя.
А еще в России до сих пор, в отличие от многих стран, производители не обязаны указывать на этикетке содержание соли и сахара. Однако и у нас начинают внедрять передовую мировую практику цветовой индикации пользы. Например, в Финляндии зеленое сердечко на упаковке подскажет, что в продукте мало соли. В Мексике обилие вредных компонентов жирно изображают черным. Около трех лет назад на продукции одной из отечественных сетей появилась так называемая светофорная маркировка.
Наталья Нефёдова, диетолог: «У нас есть жиры, у нас есть насыщенные жирные кислоты, у нас есть трансжиры, у нас есть соль и у нас есть добавленный сахар».
Ориентируясь на цвет, покупатель может понять, сколько в продукте тех или иных веществ: мало, средне или много. Сеть, опираясь на внутренние исследования, утверждает, что больше половины покупателей такую маркировку считают удобной. Тем не менее, как признает диетолог Наталья Нефёдова, предстоит еще большая разъяснительная работа.
То, как мы ведем себя в магазинах, изучает целая наука потребительская психология. Но, если знать, куда смотреть, можно противостоять манипуляциям. Главное не стоит сразу верить лицевой стороне упаковки, надо смотреть в состав, обращая внимание на указанные первыми ингредиенты их больше всего. И если это сахар, то стоит задуматься, а так ли хорош продукт, в пользе которого нас пытается убедить красочная упаковка.
Читайте также
- «Мясной клей»: в твороге популярного производителя нашли опасный фермент
- Петербуржцев призвали не покупать дешевое молоко
- Без микробов и плесени: экспертиза определила лучшие бренды творожного сыра
- Мороженое, масло, ветчина: как самим приготовить вкусные и безопасные продукты
- Экспертиза кефира: какой лучше взять
- Микробы и привкус корма: молоко популярных марок провалило экспертизу