Мы верим, что детская еда и напитки, которые стоят дороже обычных, разработаны по особым рецептам, и витаминов в них максимально много, а всякой химической дряни нет вообще, и контроль за безопасностью повышенный. Однако порой это не так. Кто из коммерсантов считает нас по-детски наивными? Детские сосиски от каких брендов и правда без консервантов и опасных аллергенов? Какие надписи и значки на упаковках гарантируют, что продукт действительно разработан для детей, а не камуфлируется под детский?
Хит детского меню наггетсы. Занятым взрослым спасение от мороки у плиты, да и маленьких приверед уговаривать не приходится, подтверждает многодетная мама, актриса Мария Болтнева.
Мария Болтнева, актриса: «„Наггетсы“ это беспроигрышное блюдо. Потому что быстро, хрустяще, поджаристо. Дети же любят все жареное и хрустящие. „Наггетсы“ в форме игрушек больше привлекают мое внимание, я понимаю, что они больше адресованы детям. Значит, они меньше содержат эти Е, значит, они предназначены для детского питания, и я этому доверяю».
И напрасно. Ведь золотистые куриные кусочки часто, увы, только прикидываются детскими.
Кирилл Волков, руководитель управления безакцизных товарных групп ЦРПТ: «На этикетке написано: „дайте ребенку“. Там
Да, на коробке полно ярких рисунков и заманчивых слоганов, однако надписей вроде «для детей дошкольного возраста» и «для детей школьного возраста» нет. А ведь только они гарантируют, что еда приготовлена специально для детей. И если эти надписи есть, то производитель обязан вписаться в строгие требования пищевой ценности и безопасности, где конкретно указано, что, например, в продукты для детей до трех лет нельзя добавлять спирт, кофе, уксус, а в мясных закусках для детей любого возраста не допускается использование фосфатов, усилителей вкуса и аромата, бензойной, сорбиновой кислот это консерванты.
Однако наггетсы, сосиски, печенье, йогурты, на которых лишь веселые картинки, а официальной «детской» маркировки нет, Техрегламентам соответствовать не обязаны формально они вовсе не детские. Раскраска упаковки, призванная привлечь внимание ребенка или не очень внимательных родителей это нарушение закона, подтверждают в Роспотребнадзоре.
Надежда Раева, начальник отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по Московской области: «Изображение детей, героев мультфильмов, другой информации, которая давала бы ложные представление о назначении, запрещено Техрегламентом о маркировке, потому что это вводит потребителя в заблуждение».
Вот только немало производителей закон игнорируют, поэтому на полках магазинов постоянно видны упаковки с изображенными на них то русалочками, то динозаврами. Оказывается, в регламентах четких границ между взрослым и детским дизайном этикеток нет. Их очень сложно сформулировать юридически.
Ольга Карабанова, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова: «В наиболее привлекательных рисунках любимых героев детей мы наблюдаем очень большую голову, округлое небольшое туловище и короткие конечности».
То есть дети, объясняют психологи, видят себе подобных. А родители видят в таких персонажах своих детей. В общем, бренды мастерски давят на подсознание. Это нейропрограммирование детей и родителей с помощью разноцветных образов на упаковках пришло в российский маркетинг из США, где отделы с детской едой выглядят ярче комиксов и диснеевских мультфильмов.
Анна Лаппе, общественный деятель: «Представители пищевой индустрии не скрывают они тратят два миллиарда долларов каждый год на маркетинг еды для детей».
При этом в США пищевики уже продавили послабления в законе. Никакой особой маркировки для прошедших дополнительную проверку в гослабораториях детских продуктов нет. Поэтому американские врачи призывают вчитываться в таблицы жиров, белков, сахаров на этикетках и следить за официальными рекомендациями Ассоциации педиатров.
Другой способ манипуляции, с помощью которого производители разных стран играют в прятки с законом, еда в форме игрушек. Однако то, что наггетсы вылепили в форме домиков или зайчат, а, например, сосиску скатали в форме капелек или мячиков, не значит, что их можно давать детям.
Римма Мойсенко, кандидат медицинских наук, терапевт: «В согласии с ГОСТом эта сосиска должна иметь только мясное происхождение. Должна быть только говядина или телятина».
В Китае прежде чем на упаковку с куриным пюре, макаронами, рисом напишут «для питания детей», государственные контролеры исследуют продукт трижды. Похожая система контроля в России пока действует лишь на предприятиях, где выпускают молочные продукты. Раньше такие производства были самыми проблемными, а отравления некачественными молоком, кефирами, ряженками и творожками страшно бьют по здоровью. К счастью, проверка показала, что брендов, которые все же подходят к производству товаров для детей с должной ответственностью, много. Однако потерять бдительность у прилавка все же очень просто. А поэтому к процессу выбора продуктов, изучению их этикеток, расследованию скрытых мотивов, стоит относиться серьезно.
Читайте также
- Госдума запретила продажу энергетиков несовершеннолетним
- В Госдуму внесен законопроект о запрете продажи энергетиков детям
- Педиатр предупредил об опасности детского шампанского
- Британские власти задумались о введении налога на сладкое
- Общественная палата предлагает продавать газировку только по паспорту
- Общественная палата хочет оставить школьников без газировки