Мать с сыном стали жертвами «дурацкой статьи»

27.02.2012, 16:48

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские правозащитники пытаются защитить женщину с малолетним больным ребенком, выселенную на улицу родственниками. К сожалению, Жилищный кодекс не препятствует этому.

Сегодня Елена Семёнова готовится к очередному судебному процессу, пытаясь доказать право своего малолетнего сына на жилплощадь, с которой его выселили родители мужа. И самое удивительное, что в данной ситуации закон — на стороне собственников квадратных метров, какой бы сложной ситуация не была для тех, кто фактически оказывается на улице. Правозащитники сталкиваются с подобными случаями повсеместно.

Корреспондент НТВ Андрей Курицын узнал детали имущественного спора.

Они с сыном с удовольствием провели бы весь день вместе: гуляли, играли, читали и разговаривали. Но Елена не может позволить себе лишний день отпуска по уходу за Лёвой. Когда муж ушел из семьи, ей пришлось срочно устроиться на работу и пристроить в детский сад маленького сына. Ему не исполнилось еще и трех лет.

О проблемах родителей мальчик догадывается. Но сформулировать свое отношение к конфликтной ситуации пока не в силах. У Лёвы — дизартрия. Попросту говоря, нарушение речи. Ему труднее, чем сверстникам, даются самые простые слова.

Елену Семёнову сейчас больше беспокоит жилплощадь. Районный суд лишил их с маленьким сыном права жить в квартире мужа на проспекте Наставников.

На первый взгляд, в исковом заявлении нет ничего особенного. Написано, как положено, сухим, казенным языком: «Прошу выселить несовершеннолетнего Семёнова Льва Дмитриевича и Семёнову Елену Борисовну из квартиры 279 без предоставления другого жилого помещения». Но если представить, что заявитель — это бабушка, которая выгоняет на улицу своего малолетнего внука, становится понятна вся безжалостность ситуации.

Возраст ребенка и то, что у матери нет другого жилья, суд не смутили. Он поддержал фактических владельцев квартиры — свекра и свекровь Елены. Потому что на их стороне — статья 31-я Жилищного кодекса. Правозащитники называют ее дурацкой, жалуются на частые случаи выселения несовершеннолетних. Но существенно повлиять на ситуацию не получается.

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге: «Можно все-таки призвать и папу, чтобы он нес ответственность за своего совсем еще маленького ребенка. И хотелось бы, чтобы и папа, и бабушка, и дедушка немного включили здравомыслие и вспомнили, что это маленький, беззащитный их внук и их сын».

Елена просила учесть мнение органов опеки, но Красногвардейский районный суд ходатайство отклонил. Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов признается: таких случаев за последние годы уже сотни. С тех пор, как в Жилищный кодекс под давлением ипотечных банкиров и риелторов в 2005 году приняли поправки. Только в 2010-м Конституционный суд вновь постановил: право ребенка на жилье — выше права собственника жилого помещения.

Павел Астахов, уполномоченный при президенте России по правам ребенка: «Нельзя после такого разъяснения Конституционного суда (даже в угоду праву собственника жилого помещения) нарушать интересы ребенка. Поскольку у него нет возможности пользоваться другим жилым помещением. С тех пор практика стала меняться, но, к сожалению, механизм еще не отработан. И до сих пор у нас суды по старинке продолжают выносить решения в пользу собственника, нарушая права ребенка. Но такие решения, безусловно, подлежат отмене».

Елена Семёнова уже подала протест в Городской суд. Первое слушание — в начале марта. Если судья будет не против, маму и сына поддержит и уполномоченный по правам ребенка в Петербурге. Светлана Агапитова уверена: выселение мамы и сына незаконно. Ведь супруги еще даже не завершили бракоразводный процесс. И не договорились, с кем будет жить маленький Лёва.

Елена Семёнова: «У моего мужа, видимо, существует финансовая заинтересованность оставить ребенка с собой: у него очень маленький доход. Я получаю прилично, работаю в банке. У меня два высших образования. И он сам сказал мне: „Я оставлю себе ребенка, для того чтобы с тебя можно было получать большие алименты“».

Елена Семёнова готовится к новым судам. Уже написала жалобы в прокуратуру и петербургский главк — на бездействие полицейских. По словам Елены, муж угрожал ей и однажды даже избил, побои зафиксировали в травмпункте. Но женщина не сдается и надеется: суд отложит выселение. Если не до совершеннолетия сына, то хотя бы на несколько лет. У Елены будет время накопить первоначальный взнос и обзавестись собственным жильем в кредит.

Читайте также