Видео программы «Итоги недели»
Польский Пшеводув едва не встал в один ряд с балканским Сараево и ныне польским же городом Гливице, инциденты в которых стали поводами для Первой и Второй мировых войн. Некоторые политики и СМИ уже были готовы отвести такую роль этому небольшому приграничному селу. И, кажется, больше всего этого хотелось украинскому президенту Владимиру Зеленскому.
Взрыв на польской зерносушилке прогремел около четырех часов дня, в результате погибли два человека. Многим украинским, польским и западным журналистам сразу пришло в голову еще до всякого расследования, что это российская ракета. Паника росла на глазах,
Минобороны РФ уже через час после сообщений из Польши заявило о том, что Россия непричастна к инциденту. Позже эксперты военного ведомства однозначно определили обломки на фотографиях из Пшеводува как элементы украинской противоракетной обороны
К Москве, впрочем, в тот момент никто даже не пытался прислушиваться. Вслед за журналистами поспешили с резкими заявлениями и некоторые высокопоставленные европейские политики. Польские власти поначалу тоже с энтузиазмом поддержали версию о нападения России, в Варшаве приготовились к экстренном сбору НАТО.
Вслед за такими консультациями теоретически могла бы быть введена в действие пятая статья, которая рассматривает нападение на одного из членов организации как атаку на всех ее участников. Как результат возможное полномасштабное вовлечение в конфликт НАТО. Судьба всего этого, впрочем, решалась не в Киеве, не в Варшаве, и даже не в Брюсселе. А на другом конце света, на индонезийском Бали, где в этот момент на саммите G20 находился американский президент. Утром Байден появился перед прессой и заявил, что предварительные данные не подтверждают версию о российском происхождении ракеты. Еще яснее высказался генсек НАТО Йенс Столтенберг: никаких свидетельств угроз альянсу со стороны России нет, ракеты были украинскими. Почти слово в слово повторяет это и глава Пентагона. При этом Украину ни в чем не обвиняют, каждое заявление западных лидеров заканчивается констатацией ответственности России.
Как утверждают американские СМИ, Зеленский пытался дозвониться до Джо Байдена, но его с ним не соединили. Также, по сведениям CNN, советник Байдена по нацбезопасности Салливан звонил в Киев, просил быть осторожнее с высказываниями. Но Зеленский осторожничать не захотел. «Не сомневаюсь, что это была не наша ракета, не наш ракетный удар. У меня нет смысла не доверять докладам военных», заявил он.
В сущности инцидент казался исчерпанным уже в среду, но упрямство Зеленского покоробило даже тех, кто его поддерживал.
Бруно Клермон, генерал ВВС Франции: «Это стратегическая ошибка Зеленского. Это крайне неуклюжий и неоправданный шаг с его стороны, потому что очевидно, что все доказательства есть. Даже если мы не говорим, что они стопроцентны, то только для того, чтобы его пощадить».
В Варшаве, которая поначалу была склонна развивать скандал, отказали Киеву в участии в расследовании, сказав, что допустят его представителей лишь в качестве наблюдателей. Президент Польши Дуда назвал инцидент просто несчастным случаем.
Ракетный инцидент в результате вылился в ракетный скандал, что, скорее всего, лишь усилит скептические настроения в Европе по отношению к политике ЕС и США в конфликте на Украине. На этой неделе в Германии, Чехии, Греции и Испании проходили манифестации, каждая по своему отдельному поводу, но на каждой звучали антивоенные лозунги и призывы прекратить военную помощь Киеву.
Связанные новости
Читайте также
- «Бабы, давайте защищать мужиков»: украинки кулаками отбивают своих мужчин у военкомов
- Бывший офицер ЦРУ раскрыл опасные намерения Зеленского
- «Война для бедных»: Зеленский нашел способ заманить выпускников школ на фронт
- Bloomberg: Зеленский потребовал от Трампа приглашения в НАТО
- Места нет: Украину не хотят видеть в НАТО, несмотря на мольбы Зеленского
- Зеленский больше не говорит о границах 1991 года