Инструмент познания мира или зависимость: мнение ученых об использовании гаджетов детьми

07.11.2022, 13:15

Видеосюжет: Антон Талпа
Видео программы «Сегодня»

Компьютерная зависимость у подростков может привести к нарушениям в работе нервной системы, конфликтам в семье и трудностям в общении со сверстниками. По мнению ученых, у детей, которые много времени проводят перед экранами смартфонов и ноутбуков, могут появиться не только психологические, но и физиологические проблемы — бессонница, головные боли, ухудшение зрения и снижение иммунитета. В то же время, полностью отказываться от гаджетов не стоит, ведь это полезный инструмент познания мира.

Наука признает проблему зависимости от компьютерных игр. В частности, в МГУ исследовали, как длительное времяпрепровождение у компьютера влияет на память дошкольников. Судя по графику те, кто проводит у монитора больше одного часа, имеют низкий уровень запоминания и самоконтроля. А еще эти дети становятся весьма раздражительны.

Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ: «У детей, которые используют гаджеты больше часа в день и делают это без родителей, становится скудным словарный запас. И что самое неприятное — страдает воображение. Потому что гаджет дает ребенку готовые образцы поведения».

То есть ребенку и думать не надо, объясняют ученые. Компьютер за него посчитает, покажет мультфильмы, сказку расскажет. Но самого главного гаджет не сможет — не объяснит, что хорошо и что плохо, не научит анализировать.

Александра Долгих, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ: «Казалось бы, ничего страшного. Не все должны воображать. Но при переходе к школьному возрасту начинает развиваться абстрактное мышление. Мы же переходим от пересчета яблочек. Нам нужно в голове посчитать два плюс два. У ребенка эта функция в голове не работает. Он не может представить „два плюс два“ в абстрактном формате».

На самом же деле ученые не запрещают детям использовать гаджеты, но советуют делать это под контролем родителей. Взрослые ведь могут и контент контролировать, и следить за временем, проведенным у монитора. В противном случае может появиться зависимость со всем набором негативных последствий.

Инна Марголина, старший научный сотрудник отдела детской психиатрии Научного центра психического здоровья: «Пагубное влияние гаджетов особенное значение имеет в детском возрасте, когда формируется психика. И часто мы получаем серьезные проблемы, такие как рост агрессии, применение оружия по отношению к своим сверстникам».

Специалисты рекомендуют: если и давать детям гаджеты, то нужно процесс контролировать, объяснять, что происходит на экране компьютера, анализировать вместе с ребенком, не оставлять его наедине с телефоном.

Читайте также