Работы Шагала и Малевича покажут в Еврейском музее

19.10.2022, 18:25

Видеосюжет: Алина Репина
Видео программы «Сегодня в Москве»

Знаменитые полотна Марка Шагала, Казимира Малевича, Павла Филонова и других авангардистов собрали в Еврейском музее. На выставку к 10-летию центра привезли около 100 картин со всей России: из Государственной Третьяковской галереи, Эрмитажа и крупных региональных музеев. Увидят посетители и полотно ученицы Малевича — Анны Лепорской, которое пришлось восстанавливать после действий вандала.

Выставка называется «Мир как беспредметность», и в России ее уже видели — год назад в «Ельцин центре». Тогда же ее увидели «Три фигуры» Анны Лепорской — им, как известно, вандал подрисовал глаза. Картину впервые показывают после реставрации. Но глаза внезапно оказываются на месте. Это работа самой художницы.

Андрей Сарабьянов, куратор выставки: «Это глазки настоящие, авторские. Она сначала нарисовала эти три головы и обозначила черты лица — очень условно. А потом что-то ей, наверно, не понравилось, и она прозрачной кистью, прозрачной краской закрасила эти черты лица, но они видны. А те, которые были от вандала, давно сняты».

Лепорская — ученица Малевича, которая всегда была в его тени. И вот как тасуется колода: вопиющий случай с глазками открыл зрителю глаза на ее творчество.

Но композиционно главные герои выставки все равно Малевич и беспредметное искусство, его и его учеников. В искусствоведении его появление обычно объясняют так: тысячелетиями человек стремился как можно более похоже изображать действительность, но потом отдельным представителям человечества такой подход наскучил. Есть и другие объяснения.

Андрей Сарабъянов: «Предметы в те времена пропали из жизни. Не было еды, столы были пустые, было темно, холодно, поэтому и искусство стало беспредметным».

В центре выставки — конфликт между Малевичем и Шагалом. Последний в итоге уехал из России, Малевич остался. Знаменитыми стали оба, но судьбы их школ сложились по-разному. Вот как возникла, например, двухсторонняя картина: с одной стороны Лев Юдин, с другой — Константин Рождественский.

Андрей Сарабьянов: «Мы теперь уточнили датировку — до 1923 года, это Лев Юдин. Каким-то образом эта работа попала в руки Рождественского, другого ученика Малевича, и через 10 лет он написал на обороте свою собственную композицию. Это бывало очень часто, поскольку был дефицит холста».

Сейчас русский авангард — это самое дорогое отечественное искусство. Не Шишкин, не Айвазовский, а Малевич и его беспредметный мир. Увидеть его можно в Еврейском музее и центре толерантности с 20 октября до 19 февраля.

Алина Репина

Читайте также