Видео программы «Сегодня»
Издатели переживают за вид книг. В типографиях говорят, что европейские производители бумаги и красок ушли, их места заняли новые поставщики. Качество материалов снизилось, хотя цена на книги возросла.
Руководитель типографии, где в год выпускают 60 миллионов книг, рассказывает, что подобного резкого подорожания производства не было еще никогда. Работать в таких условиях раньше также не приходилось.
Алексей Оборин: «Европейской бумаги на рынке практически нет. Мы пытаемся замещать ее постепенно и китайскими производителями, есть небольшие поставки с азиатского рынка дополнительно, но это пока все очень нестабильно».
Павел Арсеньев, генеральный директор полиграфического комплекса: «Выросла стоимость доставки. И она выросла довольно существенно. Плюс наши азиатские партнеры не стесняются назначать цену».
Новых поставщиков бумаги и краски, пусть и на менее выгодных условиях, найти получилось, а с оборудованием сложнее. На этом производстве, например, 9 из 10 машин европейские. Их купили относительно недавно, они прослужат еще не один год. Но пока непонятно, что делать, если этим машинам потребуется ремонт, так как разбирать на запчасти их (так уже делают в авиации) не получится.
Павел Арсеньев: «У нас нету запасного самолета. У нас каждое оборудование
Сейчас книги здесь выпускают 7 дней в неделю 24 часа в сутки, поэтому книжного дефицита нет. Возросшие затраты на производство оплачивает покупатель.
Татьяна Коваленко, администратор книжного магазина: «[Покупатели] повышение цен замечают. Нам иногда высказывают, что … книги дороговаты».
Рост цен в нынешних условиях неминуем, считают сотрудники книжных магазинов. Производители и так пытаются всеми возможными способами снизить себестоимость.
Большинство читателей эту разницу, скорее всего, не заметят, так как содержание важнее формы, но исключения
В детской литературе на первом плане внешний вид книги: качество печати, оригинальность оформления, иллюстрации. От них зависят эмоции, поэтому экономить на этом точно не стоит, считают многодетные родители Николай и Елена.
Николай Булкин, отец троих детей: «Это очень важная часть детства для ребенка наравне со скажем мультфильмами или с музыкой. И эта часть должна быть такой объемной, яркой, красивой».
Елена Булкина, мать троих детей: «Начинается с того, что ты ее открываешь, вот этот запах книги и атмосфера, когда читаешь и все это представляешь электронная книга точно уступает».
Иметь в одном телефоне большую библиотеку удобно, но научить детей любить и ценить книги невозможно, если их не держать в руках.
Можно успешно совмещать и цифровые технологии, и классические форматы. В типографиях уверены, что печатная книга не умрет никогда, если выживут производства.
Павел Арсеньев: «У нас несколько человек мобилизовали. И мы насколько понимаем, мобилизация еще не закончена, поэтому мы не знаем, что в результате будет. Но уход от нас каждого человека, уход с производства это большая проблема. Потому что квалифицированного печатника … это высококлассный специалист и учат их от девяти месяцев до года. У нас средний возраст 39 лет и у нас 20% работающих относятся к первой категории запаса, мужчины, и если их всех у нас забрать, то это будет очень большая проблема».
Руководство Российского книжного союза с просьбой о брони уже обратилось в Министерство промышленности и торговли. Заменить материалы и оборудование проще, чем заменить людей.
Читайте также
- Минпромторг заявил о стабильной ситуации со сливочным маслом
- Китай вводит новые ограничительные меры против европейского бренди
- Какую дешевую рыбу продают под видом ценного тунца и байкальского омуля
- Подорожание красной икры: стоит ли ожидать дальнейшего роста цен
- В России дешевеют машины с пробегом
- Китай будет действовать по принципу «око за око» в торговой войне с ЕС