У объявленной в России частичной мобилизации появилось несколько побочных эффектов. Если раньше, например, в числе самых популярных запросов в Интернете были «где вкусно поесть» и «куда сходить вечером в пятницу», то теперь в лидеры вышли совсем другие интересы. Все чаще поисковики открывают, чтобы узнать, где научиться стрелять и как оказывать первую помощь раненым. Неужели жизнь и интересы горожан действительно так сильно изменились?
После объявления частичной мобилизации россияне выстраиваются в очереди, чтобы научиться стрелять. Спрос на курсы вырос как минимум в два раза. Обучают главному: заряжаем магазин, присоединяем к карабину, снимаем с предохранителя, передергиваем затвор, прямая стойка, твердо держим оружие в руках, целимся и прямой наводкой в центр десятки.
Впрочем, мобилизация показала, что навыки, полученные в спортивных стрелковых тирах в обычной жизни, не совсем то, что потребуется на огневых рубежах.
Олег Крылов: «Навыки владением оружием здесь получают, но навыки, которые на полигоне, они больше применимы к боевым условиям».
Если нужно получить опыт, приближенный к боевым условиям, то лучше приехать на полигон под Новороссийском. Человек в балаклаве, скрывающий свое лицо, известен в Интернете под ником Терминатор. Он открыл бесплатные курсы стрельбы и выживания на передовой.
Терминатор: «В тире учат все делать очень долго. Вряд ли все это будет в реальности. В реальности это не поможет, а ваша жизнь бесценна. При внезапной встрече с противником мы быстро досылаем патрон в патронник и открываем огонь, понижая свой силуэт в самый низ».
В тире мишени не стреляют, на войне все иначе: там противник ведет по вам прицельный огонь из всех видов вооружения автоматов, гранатометов, работает артиллерия. Занятия на полигоне максимально приближены к боевым. Чтобы подготовить бойца к фронту, нужно не меньше двух месяцев изнурительных тренировок.
Терминатор: «Ко мне на обучение приходят разные люди: шиномонтажники, сантехники, офисные работники, айтишники. Люди разных категорий. Да, меня некоторые называют идиотом за то, что я делаю. Но я считаю себя патриотом земли русской. И я решил организовать такие занятия для людей, чтобы максимально повысить их выживаемость».
Военная тактическая, физическая и психологическая подготовки, конечно, важнее материальной оснащенности, но немало важна и экипировка, то есть то, в чем боец отправится на фронт.
Ивановская фабрика центр спецобуви, один из десятков заводов в России, которые производят армейские ботинки. Сейчас в стране на них ажиотажный спрос. Некоторые торговые сети в два раза завышают цены на берцы, так как с началом частичной мобилизации ботинки стали дефицитом.
Ашот Бабаян, руководитель производства: «На данный момент спрос превышает предложение. На данный момент заказов стало на 200% больше».
Берцы должны всем мобилизованном выдать в части, но обувь может оказаться не подходящей конкретному резервисту, ботинками даже можно стереть ноги в кровь, поэтому многие предпочитают идти на службу в своих собственных. Но какими должны быть правильные берцы? Обычная подошва при обработке щелочной жидкостью (ацетоном) разрушается, буквально растворяясь. Маслобензостойкая подошва идет на берцы. Она должна быть хорошо приклеена к верхней части ботинка или может быть даже литой, как берцы зарубежных аналогов. На фабрике подошву клеят на станке под давлением в семь атмосфер. Оторвать будет непросто даже профессионалу.
Верхняя часть ботинка должна быть сделана из натуральной кожи. Проверить это не сложно. Для этого потребуется газовая горелка. Кожа натуральная сморщилась и не сгорела, кожзам плавился бы, как пластмасса.
Армейский ботинок сдается, но не с первого раза. В принципе, нет ничего невозможного для человека с интеллектом и острым ножом.
Ашот Бабаян: «Мы видим подошву, формованную стельку, стельку для мягкости при ходьбе, подкладку из тряпки, термопласта и дублировки, которая приклеивается на кожу, чтобы она была более стойкой».
В разрезе зарубежный аналог берца с литой подошвой выглядит так: помимо уже перечисленного, здесь в подошву добавлены частички пластмассы для большей жесткости, чтобы избежать прокола ноги. Разница лишь в цене. Российские берцы стоят от 3 тысяч, а, например, немецкие Lowa больше 30 тысяч рублей за пару.
Дмитрий Прудников, ветеран боевых действий: «За 30 тысяч, я бы их не взял. Есть нормальные берцы у нас. Из этих двух пар я выбрал бы наши. Они неплохие. Шнуровочка низкая, прямо хорошо, подошва стандартная и хороший нос. Чтобы его пробить, надо сильно постараться».
Ветеран боевых действий Дмитрий Прудников по своему опыту знает, что в некоторых случаях хорошие берцы могут смягчить удар, и даже, возможно, спасти жизнь.
Дмитрий Прудников: «Если здесь крепкая подошва, а мина незначительная типа „Лепестка“ да, может быть, травма будет чуть меньше, но ногу порвет. А если будет противопехотная, без разницы, оторвет и все. Смотрите под ноги, пацаны. Это первое правило».
В случае ранения нужны уже совсем другие навыки по оказанию себе и товарищу по оружию первой помощи.
Во всех смыслах боевые курсы проходят в подмосковной Балашихе, запись на них на месяц вперед. Их проходят не только мужчины, которым знания точно пригодятся в случае мобилизации, но и женщины. Здесь научат останавливать кровотечение на передовой, обрабатывать рану, выносить с поля боя бойца, который находится без сознания, и многому другому, что нужно делать в первые минуты после ранения, чтобы сохранить человеку жизнь.
Артём Катулин, руководитель тактического центра учебной медицины группы компаний концерна «Калашников»: «Нужно понимать, что это должен уметь делать каждый человек. Так мы будем крепить обороноспособность страны и повышать вероятность того, чтобы народ вернулся домой».
Для оказания медицинской помощи у бойца должна быть аптечка: перчатки, жгут, а таке, если человек без сознания, понадобится назофарингеальный воздуховод. Чтобы раненый боец не замерз, нужно спасательное одеяло. В том случае, если перелом и повреждена конечность, в аптечке должна быть шина, которую можно зафиксировать обычным бинтом или армированным скотчем. И, наконец, обезболивающее нефопам.
Артём Катулин: «На данный момент это все на круг стоит от 15 до 25 тысяч рублей, если найдете».
Главное, чтобы у каждого мобилизованного была возможность в отведенный двухмесячный срок научиться боевой стрельбе, купить себе обмундирование, правильную аптечку и пройти такие курсы по оказанию первой помощи.
Алексей Симахин
Связанные новости
Новости по теме
- Минобороны показало уничтожение Миг-29 «Искандером»
- Минобороны РФ: общие потери ВСУ на Курском направлении превысили 35 тыс. солдат
- «Ну и клоун»: в Раде обвинили Зеленского во лжи после удара «Орешника»
- Российские военные уничтожили два Leopard и МиГ-29
- ВСУ ударили управляемой ракетой по порту Бердянска
- ТАСС: в Часов Яр перебросили элитное подразделение ВСУ
- Все новости по теме
Читайте также
- Минобороны показало уничтожение
Миг-29 «Искандером» - Российские военные уничтожили два Leopard и
МиГ-29 - ТАСС: в Часов Яр перебросили элитное подразделение ВСУ
- Генштаб ВСУ заявил о сложной обстановке на фронте
- Песков: россияне активно идут служить по контракту
Волонтеры-автомеханики из Ялты отремонтировали и доставили на передовую 30 машин