Широкий формат: забытые технологии могли бы конкурировать с 3D

24.02.2012, 17:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге нет ни одного кинотеатра, в котором можно было показать широкоформатное кино на пленке 70 мм. При этом модные ныне 3D-фильмы вряд ли бы появились без этого стереоскопического формата. Его создателям в 1991 году был вручен «Оскар».

В ближайшие выходные киноакадемики назовут имена обладателей премии «Оскар». Вручение наград пройдет в Лос-Анджелесе. Главные претенденты — черно-белый фильм «Артист», созданный без спецэффектов, и в противовес ему — «Хранитель времени 3D». То есть будут представлены работы, снятые стереоскопическим способом.

Кстати, более 20 лет назад был вручен «Оскар» за разработку стереоскопического кино, которое демонстрировали в широком формате. На пленке 70 мм до сих пор снимают на Западе, а в России последняя лента была выпущена на «Ленфильме» в 1989-м Яном Фридом. Это «Дон Сезар де Базан». С тех пор на широкий формат больше не снимают, да и показывать его в Петербурге негде.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков попытался узнать, есть ли перспектива у стереоскопического кино. Подробности — в специальном репортаже.

Этот широкий формат неудобен при перемотке, тем не менее Валентина Мокрицкая часто с ним работает. Хотя 70-миллиметровые пленки нуждаются в реставрации, их хорошее качество поражает.

Валентина Мокрицкая, начальник цеха ремонта, реставрации и комплектования фильмокопий «Петербург-кино»: «Четвертой категории практически не было. Только третья, первая или вторая. То есть брака не существовало».

70-миллиметровый формат не используется в прокате уже 20 лет. Тем не менее, во втором по величине фильмохранилище в России сейчас находится около полусотни советских и зарубежных кинокартин. К сожалению, смотреть их не на чем.

Шхуну когда-то можно было увидеть на большом экране в фильме «Капитан Пилигрима». Последний раз фильм брали с полки в конце 80-х. Здесь лежат коробки с фильмом «Роман с камнем» и другие кинохиты отечественного и зарубежного кинопроката. У всех них шестиканальный звук.

Людмила Томская, генеральный директор «Петербург-кино»: «Во-первых, мы не имеем права никуда ничего девать, ведь на нашем балансе фильмофонд Санкт-Петербурга. Мы его храним, мы его реставрируем и содержим в том состоянии, в котором он должен храниться».

Фильмокопии даже увлажняют. Но вот показать их на большом экране в городе невозможно. Из 28 широкоформатных кинотеатров не уцелело ни одного. Помещения первого из них — «Ленинграда» — сегодня сдаются в аренду. «Космонавт» переделан в клуб и торговый центр. Так называемые «стекляшки» на окраинах превращали в увеселительные заведения или снесены. «Русь» на Пионерской не достроили, и вместе с «Колизеем» уступили религиозным организациям.

Оборудование было демонтировано задолго до того, как кинотеатры закрылись. Сохранилась лишь одна действующая киноустановка для показа 70-миллиметровой пленки. Проектор КП-30 служит в Университете кино и телевидения учебным пособием. Из представителей молодого поколения только студенты могут посмотреть, с помощью какой техники в советское время добивались идеального качества картинки на больших экранах.

Сравнить зернистость пленки, цветопередачу и резкость в мелких деталях между обычным форматом и широким студенты могут на примере историко-революционного фильма о Ленине. Но даже на таких старых пленках преимущество в зрелищном плане очевидно.

Сергей Кузнецов, доцент кафедры Университета кино и телевидения: «У меня такое ощущение от широкоформатных фильмов возникало еще при подходе к кинотеатру. На афише писалось, что выходит такой-то новый широкоформатный фильм. Одно это обстоятельство настраивало на какое-то другое зрелище».

Студенты осваивают забытый формат на советской технике. Камеры выпускались двух видов — стационарные и ручные. А проекторы позволяли показывать не только широкоформатное кино, но и стереоскопическое. Сегодня этот формат называют 3D.

Советскими разработками воспользовалась канадская фирма Imax. И теперь в Россию пришли кинозалы с огромными вогнутыми экранами 22 на 13 метров. Такой мультиплекс есть на севере Петербурга, но и там пленки широкого формата уже не показывают: цифровые проекторы не могут обеспечить нужное качество.

Оператор «Ленфильма» Константин Рыжов в 3D не снимал. Но он осваивал технологию создания объемного изображение еще в 60-х. Причем чтобы получить необходимый эффект, зрителю не надо было надевать очки.

Константин Рыжов, оператор-постановщик: «Без очков достигался и такой стереоэффект. То есть „Аватар“ дальше могли сделать. Да вот почему-то мы не развили это дело».

Рыжов снял четыре широкоформатных картины. Вестерны «Вооружен и очень опасен» и «Всадник без головы» были созданы совместно с кинематографистами из дружественных стран, для которых такое сотрудничество было выгодно. Технику предоставлял Советский Союз, на него же ложились основные затраты. А от продажи готового фильма можно было получить хорошую прибыль.

Константин Рыжов, оператор-постановщик: «Когда смотришь изображение на широком формате, это интересно, это почти 3D. Есть присутствие какого-то эффекта. На этом экране создается иллюзия».

Такую иллюзию своих широкоформатных лент Константин Рыжов уже не может показать 12-летней внучке. Дома оператор уже давно перешел на любительскую цифровую камеру. Но ему жалко, что нынешнее поколение молодых не может увидеть картины так, как они сняты.

На телевизионном экране эффекты не настолько зрелищны. В отличие от крупных западных городов, у нас нет кинотеатра повторного фильма, где широкий формат мог бы вполне конкурировать с фильмами в 3D.

Нет и оборудования, позволяющего показывать такие пленки. Проблему можно было решить, построив фестивальный центр. Там, кстати, вполне можно было бы проводить крупные российские кинофорумы. Но эти планы пока далеки от реализации.

Читайте также