Почему победа правоцентристской коалиции в Италии стала главной проблемой ЕС

01.10.2022, 16:09

Видео программы «Центральное телевидение»

На парламентских выборах в Италии триумфально победила правоцентристская коалиция, премьер-министром страны впервые в истории должна стать женщина — лидер партии «Братья Италии» Джорджа Мелон. Кабинет министров, который она должна сформировать, будет самым правым со времен прихода к власти Бенито Муссолини. Итоги итальянских выборов — теперь, пожалуй, главная проблема Евросоюза после «украинского кризиса».

Джорджа Мелони — первая женщина премьер-министр в истории Италии — еще даже не успела сформировать правительство, мировая пресса уже награждает ее звучными прозвищами, например, «Муссолини в юбке». Но ведь пламя в цветах национального флага, которое в республике называют знаменем Муссолини, действительно горит на эмблеме партии Мелони «Братья Италии». Так получается, что четверть населения Апеннин на парламентских выборах проголосовала за неофашистов?

Уроженка бедного квартала Рима без высшего образования, но зато с мощной харизмой, за восемь лет превратила «Братьев Италии» из ультраправых маргиналов в самую популярную партию страны. Экспрессивная манера нового лидера Италии и правда напоминает фашистских ораторов прошлого, но давайте посмотрим внимательно на ее предвыборную программу: снизить налоги, поддержать бизнес, увеличить детские пособия. Особое раздражение сторонников Мелони вызывает гендерная политика Евросоюза: они говорят «нет» однополым бракам, усыновлению детей ЛГБТ-семьями и моде на трансгендеров.

При этом к власти Мелони пришла в коалиции с двумя другими партиями. Во-первых, на политическую арену возвращается король вечеринок и коррупционных скандалов Сильвио Берлускони, который обвинения в союзе с фашистами воспринимает как шутку. Расправиться с соперниками помог и третий участник коалиции — Маттео Сальвини с партией «Лига». Сальвини, как и Берлускони, считается близким другом Москвы. А что, если новое правительство Италии не поддержит новые антироссийские санкции?

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пригрозила, что если дела пойдут в этом направлении, у ЕС есть необходимые финансовые инструменты. Заявление, которое итальянские СМИ прямо назвали угрозой, она сделала за два дня до голосования. Вероятно, вмешательство в выборы не считается нарушением демократических институтов, если совершается под флагом Евросоюза.

И все же прийти к власти, обещая новую эпоху Возрождения, не означает эти обещания выполнить. Правительство Мелони получит страну с рекордным за 100 лет госдолгом: Италия больше других пострадала от пандемии, потому что ее экономика сильно зависит от туризма, а теперь еще энергокризис.

Уходящему в отставку Марио Драги удалось выбить из ЕС 200 миллиардов евро поддержки, но под обещание либеральных реформ. Станут ли их проводить правые — большой вопрос. Вероятно, Евросоюз увидит в своих рядах вторую Венгрию: страну, которая внутри ЕС отстаивает национальные интересы и традиционные ценности.

Солидарности в Европе угрожают и результаты парламентских выборов в Швеции, где сенсационную победу отмечает партия с неонацистскими корнями «Шведские демократы». Их главный лозунг: «Долой мигрантов».

Вопрос открытых границ — один из главных, что разделял ЕС и до нынешнего кризиса. Неконтролируемая миграция из стран Африки и Ближнего Востока угрожает европейской цивилизации. Выражающие такие идеи правые партии получают все больше голосов на местных выборах, а теперь возник еще и вопрос антироссийских санкций. Пускать или не пускать в Шенгенскую зону россиян несколько месяцев обсуждали в Евросоюзе, но так и не смогли прийти к единому мнению. В итоге Эстония, Латвия, Литва и Польша, которые выступали за полный запрет, все-таки свои границы закрыли. Мост «Дружба» через реку Нарва на российско-эстонской границе практически опустел. Сухопутную границу закрыла и Финляндия. Франция с Германией считают такую меру слишком радикальной.

Кульминацией разобщения в Европе стало на этой неделе громкое заявление из Барселоны. Глава Каталонии требует от Мадрида согласовать дату нового референдума. 5 лет назад 90 процентов избирателей проголосовали за независимость, но Конституционный суд Испании итоги референдума аннулировал, а его организаторы сидят в тюрьме или бежали из страны.

Брюссель никак не помог каталонцам добиться своего права на самоопределение. И если вышедшие на улицы жители автономии все-таки организуют референдум, в случае победы они, скорее всего, попрощаются не только с Испанией, но и с Евросоюзом.

Читайте также