Уникальная плавучая платформа «Северный полюс» попала в шторм

23.09.2022, 11:05

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Ледостойкая платформа «Северный полюс», которая держит курс к высоким широтам Северного Ледовитого океана, где будут работать ученые из экспедиции «СП-41», столкнулась с первым серьезным штормом в Баренцевом море. Как встретила стихию команда ученых и моряков? М как противостоит непогоде уникальное научное судно?

Еще на выходе из Мурманского порта экипаж ледостойкой платформы получил предупреждение от метеорологов — погодные условия на ближайшие несколько дней в районах прохождения судна не самые благоприятные.

Денис Ризе, начальник отряда атмосферных исследований ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»: «Сейчас обстановка штормовая, потому что штормом считается скорость ветра выше 10 метров в секунду. Сейчас мы можем наблюдать, что скорость у нас 13».

Уже тогда стало ясно, что экспедиция не будет лёгкой морской прогулкой. Синоптики не ошиблись в прогнозах. Баренцево море встречает экспедицию, мягко говоря, не гостеприимно. Порывистым ветром и, если не штормом, то, по крайней мере, воронением примерно в 5 баллов. Но платформа идет достаточно уверенно, лишь ощутимо покачиваясь на волнах, как мячик. Она рассчитана на куда более серьезные испытания.

Но чем дальше на север, тем хуже метеобстановка. Постепенно шторм усиливается уже до 8 баллов. Волны бьют в борт и носовую часть судна, то и дело норовя поднять его на дыбы. Море волнуется, но на капитанском мостике ледяное спокойствие. Команда знает, что делать.

Виталий Набок, старший помощник капитана ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»: «Когда судно именно штурмуется, выбирается правильный курс, безопасный курс, выбирается безопасная скорость. Судно идет под углом. Если бы мы носом на ветер, будет нас закидывать, корму поднимать. Выбирается правильный курс исходя из хорошей морской практики».

В надежности судна не сомневаются и представители «Адмиралтейских верфей», где и была построена платформа. Судно выдержит, но вот люди не из железа. Хотя все научные сотрудники перед экспедицией проходили строгий медицинский отбор. Но полгода работать во льдах и несколько дней подряд находиться в условиях сильной качки не одно и то же. У некоторых полярников начались приступы морской болезни. Судовой врач успокаивает — обычное дело.

Денис Куяров, судовой врач ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»: «Это характеризуется головокружением тошнотной, рвотой, быстрой утомляемостью и сонливостью. У нас есть препараты специальные, которые воздействуют на внутреннее ухо и убирают эти симптомы. Плюс, естественно, помогает горизонтальное положение. Лежать побольше, пить воду, умеренный прием пищи».

Незадолго до начала шторма капитан принял решение провести учения по эвакуации. Кораблекрушение маловероятно, но нужно быть готовым ко всему. Все, кто находится на судне, со спасжилетами в руках выходят к спасательным шлюпкам по бортам. На сборы не больше минуты.

После окончания тренировки участники экспедиции торопятся вернуться в теплые каюты. С надеждой, что полученные сегодня навыки спасения в этом плавании не пригодятся. Из-за шторма скорость платформы пришлось снизить почти вдвое. Так что сроки прибытия в финальную точку сдвигаются. А до нее еще больше 1000 морских миль.

Читайте также