Как ведущие музеи России определяют подлинность экспонатов

02.08.2022, 12:12

Видеосюжет: Никита Корзун
Видео программы «Сегодня»

Репортер НТВ выяснил, откуда на российском рынке искусства берутся фальшивки, какие проверки устраивают арт-дилерам и как проверяют свои экспонаты крупнейшие музеи страны.

По мнению экспертов, на рынке искусства сейчас от 20 до 60% произведений — фальшивки. Качество подделок стремится к оригиналу. Используется холст нужного времени, пигмент, соответствующий эпохе. Обмануться может даже профессионал. Самый громкий скандал последнего времени связан с самой дорогой в мире картиной. 450 миллионов долларов выложили за работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». А потом выяснилось, что в лучшем случае он написан кем-то из учеников гения.

Центр экспертизы имени Репина уже восемь лет отсеивает зерна от плевел. Там произведение оценивают стилистически и технологически прежде чем сказать, что это подлинник. Своих помощников-искусствоведов директор центра Виктор Шпенглер собрал после того, как сам много лет собирал искусство и на собственном опыте убедился, насколько арт-рынку не хватает комплексной экспертизы. Теперь его центр может всмотреться в картину на молекулярном уровне.

Эксперты знают, какие холсты предпочитали живописцы. Пейзажист Жуковский, например, любил менее фактурный. Пётр Кончаловский — крупнозернистый. Для Владимира Маковского характерен подготовительный рисунок, он очень подробный и один из аспектов его подлинности — много рисунков.

Ультрафиолетовое исследование картины может обнаружить следы реставрации и возраст лака. Старинные лаки светятся в таком излучении зеленым, а новые вообще никак. А специальный анализатор точно определяет возраст пигментов на основе металлов. Например, до 1900 года белила были только свинцовые, после — цинковые. А с 30-х годов — уже титановые. Так, однажды команда экспертов пресекла целую партию поддельного Коровина, которого даже музейные эксперты принимали за подлинного.

Читайте также