Видео программы «Сегодня»
И на Шпицбергене, и в Калининграде угроза с ограничением поставок возникла в связи с трактовкой санкций. Если со снабжением Калининградской области вопросы есть к Евросоюзу и Литве, то с поселком Баренцбург на северном архипелаге вроде бы все проще Норвегия не входит в ЕС, просто присоединилась к санкциям Евросоюза, и дело решают на двустороннем уровне только Москва и Осло.
Российский шахтерский поселок на норвежском острове Шпицберген долгие годы снабжали по такому маршруту из Мурманска везли в норвежский порт Тромсе, а потом грузы по морю отправляли уже на остров. Но после введения санкций ЕС, к которым присоединилась Норвегия, все зависло. Российских автоперевозчиков не пускают на территорию Норвегии, в июне застряли контейнеры с продовольствием и оборудованием для российского поселка.
Проблема перетекла в политическую плоскость. И в Москве, и в Осло стали вспоминать, а что за статус у российского поселка на норвежском острове и какие договоры на протяжении последних 100 лет все это регулировали. Вот краткая история.
С XIX века на Шпицберген отправлялись и российские экспедиции, и норвежские. Уже тогда был исторический спор, кто раньше осваивал остров выходцы из Норвегии или русские поморы. После Первой мировой в 1920 году в Париже подписали договор суверенитет над архипелагом признают за Норвегией, но еще десяток стран могут свободно вести там хозяйственную деятельность.
Советский союз с
Архипелаг имеет военное стратегическое значение, но Норвегии, в том числе как и члену НАТО, запрещено здесь вести военную деятельность. А российская сторона к началу
Остров, а вернее, его статус вспомнили и когда Москва с Осло делили Баренцево море. Это продолжалось с начала
Спустя 12 лет
В случае с Калининградской областью пока вот такая дипломатия не работает. Евросоюз обещал
С Калининградской областью санкционная история развивается дольше, и действующих лиц тут больше. Это и аппарат Евросоюза в Брюсселе в вопрос уже вмешалась Германия, которая предлагает Еврокомиссии внести исключения в санкционные пакеты и Литва, которая упрямится, что санкции есть санкции и никаких послаблений.
Транспортный коридор, который связывал Россию со своей самой западной областью, проходит через Белоруссию и Литву. Теперь для целого списка подсанкционных товаров часть автомобильной и железной дороги выпадает. Их надо перевозить воздушным путем, облетая Прибалтику, либо морским по такому же маршруту. Это и дороже, и требует дополнительных паромов в Балтийском море.
Власти Калининградской области в ответ на такой вынужденный зигзаг предложили ввести
Губернатор Калининградской области отвечает, что предлагает вовсе не блокаду, ведь у Литвы с Польшей есть небольшой Сувалковский коридор. В итоге Брюссель обещал
Связанные новости
Новости по теме
- Международный союз конькобежцев допустил россиян к отбору на Олимпиаду-2026
- Словакия пообещала блокировать санкции против российского атома
- Bloomberg: в ЕС опасаются, что конфискация активов РФ повлияет на евро
- США разрешили Турции оплачивать газ через «Газпромбанк»
- Bloomberg: страны Запада могут снизить потолок цен на российскую нефть до $40
- Запад бьет по экономике Сербии, заставляя ввести санкции против России
- Все новости по теме
Читайте также
- Клишас посоветовал Норвегии следовать соглашению с Россией по Шпицбергену
- Глава Калининградской области: запрет на ввоз в РФ товаров из Прибалтики не является блокадой
- Глава Калининградской области предупредил о полном запрете на ввоз товаров через Прибалтику
- Алиханов обвинил ЕС во вражеских действиях против миллиона калининградцев
- СМИ: в Литве возмущены позицией ЕС по транзиту в Калининград
- «Европа сдрейфила»: украинский военный эксперт оценил действия ЕС в ситуации с транзитом