Проблемы с отправкой грузов в Калининград и на Шпицберген: сравнение ситуаций

10.07.2022, 20:09

Видеосюжет: Владимир Кобяков
Видео программы «Сегодня»

И на Шпицбергене, и в Калининграде угроза с ограничением поставок возникла в связи с трактовкой санкций. Если со снабжением Калининградской области вопросы есть к Евросоюзу и Литве, то с поселком Баренцбург на северном архипелаге вроде бы все проще — Норвегия не входит в ЕС, просто присоединилась к санкциям Евросоюза, и дело решают на двустороннем уровне только Москва и Осло.

Российский шахтерский поселок на норвежском острове Шпицберген долгие годы снабжали по такому маршруту — из Мурманска везли в норвежский порт Тромсе, а потом грузы по морю отправляли уже на остров. Но после введения санкций ЕС, к которым присоединилась Норвегия, все зависло. Российских автоперевозчиков не пускают на территорию Норвегии, в июне застряли контейнеры с продовольствием и оборудованием для российского поселка.

Проблема перетекла в политическую плоскость. И в Москве, и в Осло стали вспоминать, а что за статус у российского поселка на норвежском острове и какие договоры на протяжении последних 100 лет все это регулировали. Вот краткая история.

С XIX века на Шпицберген отправлялись и российские экспедиции, и норвежские. Уже тогда был исторический спор, кто раньше осваивал остров — выходцы из Норвегии или русские поморы. После Первой мировой в 1920 году в Париже подписали договор — суверенитет над архипелагом признают за Норвегией, но еще десяток стран могут свободно вести там хозяйственную деятельность.

Советский союз с 30-х годов осваивает маршрут Мурманск — Шпицберген, периодически отправляет туда ледоколы с грузами, на острове начинают активно добывать уголь, развивают шахтерские поселки. После Второй мировой Норвегия официально признает СССР в качестве государства, имеющего особые экономические интересы на Шпицбергене. Фактически только Москва и Осло поддерживают свое присутствие на острове. Основное российское предприятие — «Арктикуголь». Сейчас в Баренцбурге на острове работают примерно 500 граждан России.

Архипелаг имеет военное стратегическое значение, но Норвегии, в том числе как и члену НАТО, запрещено здесь вести военную деятельность. А российская сторона к началу 2000-х все чаще упоминает, что Осло будто выталкивает с острова российское присутствие.

Остров, а вернее, его статус вспомнили и когда Москва с Осло делили Баренцево море. Это продолжалось с начала 70-х годов. Норвежцы считали, что граница по морю должна проходить посередине между норвежскими островами и российскими. В Москве настаивали, что линия должна быть по границе полярных владений. Получалась спорная морская территория в 175 000 квадратных километров. Для сравнения, это как площадь двух Австрий. В итоге в 2010 году пришли к компромиссу — спорную территорию разделить пополам, на две равные части. При этом все предыдущие договоры, в том числе и связанные с российским присутствием на Шпицбергене, остаются в силе. Тогда переговоры о документе вели на высшем уровне в Осло премьер-министр Норвегии Йенс Столтенберг и президент России Дмитрий Медведев, а подписали они его спустя какое-то время уже в Мурманске.

Спустя 12 лет из-за санкционного узла и возможной блокады российского поселка на Шпицбергене в российской Госдуме прозвучали идеи, а не отказаться ли от договора 2010 года и не скорректировать ли позицию по международному договору 1920-го. Из Норвегии отвечали, что денонсация не предусмотрена, в российский груз — юридически жертва санкций. Но в итоге на этой неделе контейнеры для российского поселка прошли границу и уже прибыли на остров с помощью норвежских перевозчиков. А консул России на архипелаге пояснил: это результат не угроз, а именно дипломатических контактов. То есть в этом случае дипломатия сработала и пока проблема блокады не стоит.

В случае с Калининградской областью пока вот такая дипломатия не работает. Евросоюз обещал что-то решить к 10 июля. В российском МИД на этой неделе заявили, что ответные меры уже разработаны и лежат в загашнике.

С Калининградской областью санкционная история развивается дольше, и действующих лиц тут больше. Это и аппарат Евросоюза в Брюсселе — в вопрос уже вмешалась Германия, которая предлагает Еврокомиссии внести исключения в санкционные пакеты — и Литва, которая упрямится, что санкции есть санкции и никаких послаблений.

Транспортный коридор, который связывал Россию со своей самой западной областью, проходит через Белоруссию и Литву. Теперь для целого списка подсанкционных товаров часть автомобильной и железной дороги выпадает. Их надо перевозить воздушным путем, облетая Прибалтику, либо морским по такому же маршруту. Это и дороже, и требует дополнительных паромов в Балтийском море.

Власти Калининградской области в ответ на такой вынужденный зигзаг предложили ввести что-то вроде ответных санкций, то есть заблокировать перевозку товаров на всей границе Прибалтики и России, а может быть, подключится и Белоруссия. И тогда благодаря позиции Литвы этот угол, включая Латвию и Эстонию, станет сухопутным транспортным тупиком. Теперь в Москве прикидывают, нет ли тут больших экономических потерь для самой России. И второй вопрос — не станет ли ответной сухопутной блокадой такой вариант.

Губернатор Калининградской области отвечает, что предлагает вовсе не блокаду, ведь у Литвы с Польшей есть небольшой Сувалковский коридор. В итоге Брюссель обещал что-то объявить 10 июля — сделать в каком-то виде исключения для российского транзита. В Москве ждут от ЕС официальный документ для подробного изучения, в случае чего ответные меры уже проработаны, но, какие именно, Москва пока не оглашает.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также