«Санкт-Петербург опера» отметит юбилей комической оперой Антонио Сальери

21.06.2022, 21:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре «Санкт-Петербург опера» готовятся к 35-летнему юбилею. Несмотря на то, что за всё время существования труппы здесь ставились оперы большого стиля, в свой зрелый возраст коллектив решил вернуться к истокам жанра. Здесь вспомнили одного из самых лучших композиторов XVIII века Антонио Сальери и его оперу «Сначала музыка, потом слова».

Юрий Александров к 35-летию театра вместо капустника, задумал поставить оперу о закулисной жизни. Произведение Сальери, не лишенное хулиганства и комизма, как нельзя кстати подошло для воплощения на сцене.

К тому же сама история создания оперы-буфф «Сначала музыка, потом слова» еще та театральная интрига за 250 лет. Император Иосиф II, обожавший устраивать состязания между людьми искусства, заказал две одноактные оперы на один вечер Моцарту и придворному композитору Сальери.

Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера», народный артист России: «Он заказывал двум либретистам одинаковую тему. Люди занимались культурой, они любили это, они чувствовали вкус к этому. Моцарт и Сальери были равными в глазах императора. Он понимал, что это равнозначные фигуры, но победу одержал Сальери».

Возможно, это состязание и породило массу слухов о зависти. Завязка сюжета у Сальери в описке либретиста, поспешившего написать текст всего за четыре дня. В результате композитор прочитал слово кастато (ребро) как кастрато. И потребовал другого исполнителя, в то время когда за партию и так борются две примадонны.

Итог этой веселой неразберихи традиционен: застолье после премьеры, где артисты травятся вином. Но не от яда. Этот ход придумал Александров.

Моцарт написал «Директора театра» в жанре немецкого зингшпиля. Но первенство император отдал Сальери. Просто состязание композиторов не было идеальным: победу одержала не столько великолепная музыка Сальери, сколько итальянская опера. И всё же Сальери как превосходный композитор своего времени, ученик Глюка и учитель Шуберта не мог не оценить гений Амадея.

На сцене театра «Санкт-Петербург опера» композиторы снова будут вести неравный бой: у Моцарта хиты из гениальных произведений, а у Сальери «Сначала музыка, потом слова». Впрочем, название оперы тоже оказалось весьма символичным для всей истории классической музыки.

Павел Рыжков

Читайте также