Московских школьников на каникулах научат ходить под парусом и летать на планере

14.06.2022, 18:30

Видеосюжет: Илья Лядвин
Видео программы «Сегодня в Москве»

Во время летних каникул у московских школьников есть возможность попробовать себя в экстремальных видах спорта — например, научиться водить яхту или полетать на планере. За безопасностью следят опытные тренеры, а в конце лета юные спортсмены уже принимают участие в соревнованиях.

Оверкиль (опрокидывание судна на языке яхтсменов) — ситуация некритичная. К заваливанию может привести не только ошибка, но и резкая смена ветра. Справляться с вынужденным купанием — важный навык, особенно для начинающих спортсменов. Конечно, это задача, как говорится, «со звездочкой», как и работа с ветром: не каждый новичок сразу освоит, как ставить парус, чтобы яхта шла в нужном направлении.

Михаил, старший техник Парусной академии: «У кого-то уже с третьего занятия все нормально получается, кому-то и сезона может оказаться мало. Если физику в школе учили хорошо, то будет проще».

Важна практика. Начинаешь уверенно маневрировать, не путаешь боковой галфвинд и попутный фордевинд — получаешь пропуск на большую воду Клязьминского водохранилища. Сначала детям нужно просто выйти из бухты, а после — огибать знаки. За воспитанниками постоянно следят тренеры. Если кому-то нужна подсказка или помощь, реакция будет молниеносной. Но ситуации, когда тренер включает форсаж, очень редки — все-таки перед тем, как попасть на воду, дети проходят теоретические занятия.

На берегу детей также учат вязать узлы — это целое искусство. Чтобы уверенно освоить одну комбинацию витков, нужно в среднем до 10 успешных попыток. Тренировки в детском лагере Парусной академии идут целый день с 10:00 до 17:00. Полученные знания дети применяют в регатах.

Виктория Чижикова, тренер Парусной академии: «Ребята в перспективе гоняются в гонках, у нас скоро будет Кубок Строгина, там планируем принять участие».

Уже с 12 лет дети могут примерить на себя роль пилота планера. На занятиях начинают с так называемых пробежек. Ребенок учится работать с ручкой не отрываясь от земли. На это в учебной программе отведен минимум год. После начинаются первые подлеты.

Сергей Рябчинский, президент Федерации планерного спорта России: «Они там отрываются на метр. Они потом говорят, что деревья сверху видели, а на самом деле до трех метров у нас подлеты».

Набрать большую высоту на подлете ребенок не может — это контролируется тросами. В нескольких метрах над землей Василий Зеленин держится уже уверенно. Он занимается в планерной школе с мая прошлого года.

Василий Зеленин: «Хочу быть пилотом гражданской авиации, на „Эирбасе“ летать хочу».

После двух-трех лет на детском планере ребят допускают к взрослому. Причем это не просто интересный досуг, а первые шаги в авиацию.

Сергей Рябчинский: «Среди этих детей кто-то пойдет в летчики, кто-то — в инженеры, кто-то будет создавать космические корабли. Они с детства этой идеей авиационной заряжаются. Это будущее нашей авиации».

Лето с пользой может быть и за рулем машины. В специальной автошколе место водителя могут занимать и дети. Правда, только на автодроме. На площадке детям объясняют азы маневрирования. Свои силы в вождении решила попробовать и 13-летняя Анастасия Тарасова.

Анастасия Тарасова: «Я решила пойти на вождение, чтобы знать основы. Родители на это хорошо отреагировали».

До первых метров за рулем идет блок правил дорожного движения, а также практика на детском тренажере. Обучение идет полтора месяца. В среднем классы насчитывают до 25 детей. Все они после курса сдают зачеты. Правда, допуск к экзаменам на права они не дают, для этого придется отучиться снова по взрослой программе. Основная цель детской автошколы — навыки.

Владимир Михайлец, директор автошколы: «То, что ребенок освоил в раннем возрасте, запоминается на всю жизнь. Это как научиться кататься на коньках в детстве, и любой взрослый может спокойно поехать».

Конечно, как распоряжаться своим летним временем каждый школьник решит для себя сам. Но захочется ли сидеть дома за компьютером, когда можно выбрать парус, крылья или четыре колеса?

Илья Лядвин

Читайте также