Уйдет алюминиевая банка: как изменится пищевая упаковка в условиях западных санкций

07.06.2022, 11:35

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

Российские производители молочной продукции столкнулись с нехваткой упаковки. Из-за западных санкций иностранные компании приостановили ее поставки в Россию. В итоге вырос спрос на пищевую упаковку, которую изготавливают региональные предприятия. Они уже заявили, что готовы нарастить объемы производства. В России тару создают преимущественно из отечественных материалов, но краску для нее закупали в основном в странах Европы. Сейчас производители ищут новых партнеров в Китае, Турции и Индии.

В современном магазине сотни, а то и тысячи ценников — почти все, что стоит за каждым из них, упаковано. От этого не уйти так легко, как уходят с нашего рынка западные игроки бизнеса.

Людмила Моницкая, председатель совета «Молочного союза России»: «В нашей стране присутствовали иностранные компании такие как Elopak, Tetra Pak, а это приблизительно 65% рынка. Компания Elopak заявила о своем выходе, швейцарский концерн Tetra Pak тоже надеется выйти из нашего рынка».

Tetra Pak — один из главных игроков, он формально еще на нашем рынке, но новости о своем уходе с завидным постоянством опровергает. Чувствительнее всего, по словам экспертов, к этой упаковке молочная отрасль.

Людмила Моницкая: «Импортное оборудование Tetra Pak, которое требует, чтобы его украли, извините, заместили, просто взяли и заместили, а для этого нужны технологии, как угодно. Мы сегодня имеем право себе позволить то, что я сказала».

Доля правды в этой шутке — то, что нужно замещать импортные технологии и материалы своими. Большая работа, которую делают. Казалось бы, мелочь — тонкая пленка внутри пакета молока, но без нее пакет работать не будет.

Константин Вернигора, генеральный директор научно-исследовательского центра «Сибур ПолиЛаб»: «В упаковке Tetra Pak есть пленочный слой ламинационный. Мы предложили уже несколько вариантов, будем согласовывать тему с тестированием».

Исследовательский центр для разработки и тестирования продуктов из полимеров «Сибур ПолиЛаб» был создан в том числе и для этого.

Сергей Роскошный, руководитель отраслевых продаж сегмента упаковки «Сибура»: «В коротком горизонте мы заменим то, что нам доступно, то, что мы можем. Безусловно, цель всех компаний — построить процессы и производство так, чтобы максимально их локализовать».

Здесь отрабатывают полный цикл, начиная от отечественного сырья и заканчивая готовой упаковкой, которую потом испытывают, проверяя на соответствие требованиям заказчика.

Сергей Роскошный: «Спрос на импортозамещение — мы получили больше 1000 запросов от наших клиентов. У нас воронка заказов, спрос насчитывает больше 140 тысяч тонн продукции».

Если понимать упаковку именно с научной точки зрения и разложить на типы материалов, задача не такая уж и сложная. Без потери свойств здесь адаптируют под требования рынка то, что получается из отечественного сырья. Локализовать и заменить здесь многое готовы.

Константин Вернигора: «Мое экспертное мнение: в полимерной упаковке в особенности доля отечественных материалов превалирующая».

Но полимерную упаковку еще нужно раскрасить, чтобы покупатели скорее узнали любимого производителя либо попросту выбрали самую яркую.

Константин Вернигора: «Когда мы говорим о красках и красителях, это больше вопрос дизайна, маркировки, что тоже важно. Потребитель выбирает глазами, но, наверное, не так принципиально. Я думаю даже, что перетопчемся, а перетаптыавться будем довольно-таки комфортно».

Красители делают во многих странах, но это вопрос привычки нашего производителя. Устоялось так, что компоненты краски заказывали из Европы — логистически ближе. Придется перестраиваться, а наши производители сетуют, что раньше они были в проигрыше.

Андрей Бузюров, генеральный директор компании «АБВ Флексо»: «Нулевая пошлина на ввоз, большая пошлина на компоненты, поэтому мы проигрываем».

Возможно, на какое-то время упаковки на российских полках магазинов и поблекнут.

Андрей Бузюров: «Те же штрихкоды и честный знак печатаются цифровыми красками, которые в России не производятся».

Еще один пока открытый вопрос — производство средств производства, в данном случае упаковочных линий. Оборудование, на котором делают оборудование, на 50% импортное. Комплектующие для производственных комплексов — на 80% европейские.

Сергей Скрыпник, технический директор компании «Русская трапеза»: «Сложности всегда могут возникнуть, может произойти что угодно, но на сегодняшний день благодаря действиям правительства и введению так называемого параллельного импорта мы ввозим те комплектующие которые нам необходимы».

Производство линии всегда штучное, каждому нужно что-то свое, а вот комплектующие в основном унифицированы по всему миру. Из этой ситуации выход найдут, уверяет производитель упаковочного оборудования.

Сергей Скрыпник: «Если мы говорим о готовых комплексах, то да, мы сможем производить любые виды оборудования, которое необходимо. Если мы говорим о комплектующих, то мы, как я и говорил, будем использовать европейские комплектующие».

При этом обслуживание уже купленной техники, например, по производству гибкой упаковки, теперь отсутствует.

Аким Розанов, директор компании «Артфлекс»: «Нам отказывают в услугах сервиса. Мы ищем пути решения».

Пути решения пока только очевидные — реинжиниринг, то есть разбирать, изучать, переделывать под себя.

Аким Розанов: «Это достаточно сложное оборудование, в котором невозможно сразу разобраться, нужно продолжительное время его изучать. Наши ребята изучают его по частям».

В упаковке мы можем потерять, другой вопрос, будет ли это критично.

Роман Саломатин, заместитель директора ассоциации «Росспецмаш»: «Скорее всего, уйдет алюминиевая банка, трудности с тетрапак, но они решаемы».

То, что трудности пакета молока решаемы, — прогноз хороший, а исчезновение алюминиевых банок проблема, скорее всего, небольшая.

Связанные новости

Читайте также