Быть или не быть русскому языку вторым государственным в Латвии?
Сегодня в республике пройдет референдум, который должен определить статус языка. На нем говорит примерно половина всех жителей страны. У поправок в латвийскую Конституцию есть множество горячих сторонников и ярых противников. Все «за» и «против» изучил корреспондент НТВ Алексей Прокин.
Определяться с выбором агитаторы призывают даже именем Христа. Его подпись на плакате над самой оживленной дорогой Риги. Здесь написано: если общество разобщено, оно идет к пропасти. Избирательный участок единственное место, где взвесить «за» или «против» можно без подсказок. Здесь агитация запрещена на расстоянии 50 метров. Открылись участки сегодня в 7:00 утра по местному времени.
Арнис Цимдарс, председатель ЦИК Латвии: «Чтобы поправки вступили в силу, их должна поддержать половина всех имеющих право голоса».
В бюллетене несколько вопросов. Но все вытекают из одного: поддерживают ли граждане поправки в Конституцию, которые предусматривают установить для русского языка статус второго государственного. Варианты ответа: «за» и «против». Проголосовать можно на любом участке. Значение имеет только цвет паспорта. С фиолетовым паспортом негражданина вход в политику запрещен.
Независимо от результатов голосования на самый острый вопрос референдум не ответит. Он обошелся налогоплатещикам в четыре миллиона долларов. Для страны, которая живет сейчас в условиях жесткой экономии, это большие деньги. Деньги в том числе и 350 тысяч человек, у которых в паспортах написано «элиенс» (чужой, негражданин). Они не имеют права принимать участие в политических процессах и наблюдают за голосованием со стороны.
Русский язык, на котором говорят 800 тысяч жителей Латвии, это почти половина населения, здесь называют «свешваллота». Его можно перевести политкорректно иностранный. Но радикальные латышские политики, а именно они в последнее дни заполнили собой почти все информационное пространство страны, переводят его дословно: чужой.
Председатель Латвийского национального фронта Айварс Гарда с русского на латышский перевел все сочинения Николая Рериха. Но русскоговорящих земляков Гарда готов перевезти на поселение в Сибирь.
Айварс Гарда, председатель латвийского национального фронта: «Всех бы из страны вышвырнул. Они зло».
Менее одиозные поборники латвийской национальной идентичности, как советник премьер министра Сармите Элерте, сейчас советует каждому латышу интегрировать, как бы взять на поруки хотя бы одного русского. Одним из немногих политиков, у кого это новое чувство братской любви между народами есть, оказался русскоязычный мэр Риги Нил Ушаков. В большой латвийской политике он опять же один из немногих, кто голосует за поправки в Конституцию.
Нил Ушаков, мэр Риги: «Очень важно, чтобы большое число проголодало „за“. Это значит, что национальная политика не увенчалась успехом. Это то, на что мы рассчитываем».
Предварительные результаты голосования появятся после полуночи. Больше других их сейчас ждут как раз, те, кто в голосовании участвовать не имел права, неграждане с фиолетовыми паспортами. Если, русский язык в Латвии все же победит, чужие смогут интегрировать себя (к чему как