В преддверии 350-летия первого императора в Русском музее завершили реставрацию картины «Пётр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим».
В реставрационной мастерской Русского музея чувствуется запах свежего лака. Пять месяцев работ по восстановлению полотна Айвазовского за спиной. «Пётр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» преобразился в честь сразу двух юбилеев. В этом году и Петру 350, и реставрационным мастерским Русского музея 100 лет.
Первая в истории полотна капитальная реставрация прошла при поддержке «Газпрома». Мастера начали с основы (холста) и закончили живописным слоем.
Костер, который Пётр I зажигает для подачи сигнала гибнущим судам своим, теперь заиграл новыми красками, и это не метафора. Реставраторы сняли с картины слои пожелтевшего лака, так что открылся первоначальный чуть розоватый цвет. А на заднем плане, например, стали детально видны отблески молнии.
Для этого пришлось не только убирать ненужные исторические наслоения, но и изучать состав грунта красочного слоя. Ведь от этого зависит, как именно картина стареет. Обнаружилось, что местами холст ослаб и стал хрупким. Это
Ольга Клёнова, ведущий реставратор Русского музея: «Мы удалили все заплатки, открылись прорывы достаточно заметного размера, открылась буква К, написанная коричневыми чернилами. Эта буква К сопровождает эту картину во многих местах: на подрамнике, с тыльной стороны. Мы тоже этого не видели».
Специалисты предполагают, что эта буква отсылает к
Техника Айвазовского предусматривает сложные пигменты. На отреставрированной картине, например, вообще нет синего цвета ни одной краски. Оттенки родились в сочетании сажи и белил, гашенных красной киноварью, которая смягчила итоговый цвет. Такие химические изыски заставили современных реставраторов, привыкших к новым составам, немало попотеть.
Многие участки на картине написаны в один прием, как вода и небо. А вот корабли переписывались: даже видно, что мачты стали пониже. Реставраторы открыли миру не только подлинные цвета и оттенки, но и тонкость нюансов живописи Айвазовского. Такой подарок к юбилею первого императора займет свое место в Русском музее в канун праздника 8 июня на выставке «Пётр Великий и мореплаватель, и плотник».
Читайте также
- Русский музей при поддержке «Газпрома» отреставрировал полотно «Последний день Помпеи»
- В Русском музее показали спасенные таганрогские шедевры
- В Русском музее спасли картины, пострадавшие при обстреле Таганрога
- В Русском музее возвращают первозданный облик «Последнему дню Помпеи»
- Директора 30 российских музеев собрались в главном реставрационном центре Петербурга
- Пострадавшие от украинской ракеты шедевры из таганрогского музея отреставрируют в Петербурге