В московских школах запустили проект по защите школьников от травли

06.05.2022, 14:08

Видео программы «ЧП»

Где заканчиваются личные границы, как избежать травли и унижений и как пережить последствия конфликтов ис одноклассниками — теперь эти вопросы будут прорабатывать в специальных группах, которые начали активно действовать в столичных школах. Старшеклассники будут выступать в этом проекте, так сказать, третейскими судьями. Как говорят психологи, пострадавшему ребенку легче поделиться со сверстником, чем со взрослым.

Нападение группой на того, кто слабее; избиение, которое может закончиться даже переломом позвоночника; унижения — когда ставят на колени, заставляют просить прощения или, например, пить из лужи. Поводом для буллинга (или, иными словами, травли) может стать любая мелочь: не так посмотрел, не то ответил, влюбился в ту же девочку или оказался из семьи, которая богаче, чем у сверстников.

Для борьбы с этим явлением в столичных учебных заведениях запустили новый проект под названием «Служба примирения». Уникальность метода в том, что с детьми, которые попали в сложную ситуацию, работают не педагоги-психологи, а такие же школьники — воспитанники старших классов. Их называют медиаторами. Они выступают посредниками между двумя сторонами конфликта. Медиаторами зачастую становятся ребята, которые и сами в свое время пережили издевательства.

Чтобы примерить роль третейского судьи подросткам пришлось пройти специальное обучение у психологов и понять три главных правила: внимательно слушать, сохранять нейтралитет, дать возможность оппонентам самим найти единственно верное решение.

Светлана Будюкина, педагог-психолог: «Никто не стесняется к ним пойти. Более того, маленькое поколение начальной школы, которые видят, как здорово решаются конфликты и что дети сами себя мирят, они тоже хотят быть волонтёрами, но по возрасту не подходят».

Если в клубок споров оказывается втянут целый класс, учеников собирают в круг и просят высказаться каждого по очереди. Причем медиаторы становятся одним из звеньев этой цепи — поддерживают и направляют младших товарищей. Особенно актуален проект «Служба примирения» стал сейчас, после пандемии, когда школьники вернулись к урокам в режиме «офлайн» и будто бы за время на «дистанте» разучились общаться.

Если же школьник не готов делиться проблемами с таким большим кругом, можно обратиться напрямую к старшекласснику-волонтеру и попросить его о беседе тет-а-тет. Зачастую о проблеме намного легче рассказать старшему товарищу, чем педагогу-психологу.

Умение договариваться — хороший навык для будущего. Находить компромиссы — это еще и профессия. Елена Сенина — международный коуч медиации и переговоров. Только мирит она не детей, а бизнесменов и бывших супругов.

Елена Сенина, международный коуч медиации и переговоров: «Дети, которые сейчас уже в школе поймут, что есть понятие „договороспособность“, научатся воспринимать конфликт как что-то нейтральное, из чего нужно выйти наилучшим образом. Сам по себе этот проект — интеграция медиации в школьную среду — это здорово».

Психологи столичных школ отмечают, что проект «Служба примирения» действительно работает. Так, в 305-й школе Москвы, где полторы тысячи учеников, после запуска проекта количество обращений, связанных с конфликтами, упало в среднем с 10 в месяц до одного-двух.

Читайте также