Москвичам рассказали, чем строят столичный метрополитен

25.04.2022, 20:10

Фото: В. Новикова / пресс-служба мэра и правительства Москвы

Шестиметровые и десятиметровые тоннелепроходческие механизированные комплексы прокладывают тоннели между новыми станциями Московского метрополитена. Машины продолжают работу круглосуточно.

Щиты имеют женские имена. «Марина», «Ольга», «Людмила» и «Светлана» сейчас работают на центральном участке будущей Троицкой линии, а «Роза» и «Наталия» — на отрезке продления Солнцевской ветки до аэропорта Внуково.

Проходку тоннелей на Большой кольцевой линии закончили в конце 2021 года. Там задействовали 33 щитовых комплекса, в частности «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа» строили двухпутные тоннели.

Щиты-гиганты диаметром десять метров прокладывают один большой тоннель сразу для двух путей. Такие комплексы работают быстрее шестиметровых и требуют меньшего числа специалистов.

Первым щитом-гигантом в истории московского метростроения стал агрегат «Лилия». Этот комплекс применяли для строительства Некрасовской линии метро. При этом шестиметровый щит «Марина» задействовали при создании Арбатско-Покровской, Люблинско-Дмитровской, Замоскворецкой, Сокольнической и Солнцевской линий метро, а также БКЛ.

Вес «Лилии» превышает 1600 тонн, а длина в собранном виде составляет около 70 метров. Длина шестиметровых комплексов еще больше: от 80 до 105 метров.

Юрий Кравцов, гендиректор АО «Мосинжпроект»: «Использование 10-метровых ТПМК, применяемых для строительства двухпутных тоннелей, экономит трудовые и временные ресурсы. Такая технология наиболее оптимальна, к примеру при проходке тоннелей под водными объектами или парковыми зонами, где есть определенные ограничения по размещению площадок для строительства вентиляционных шахт и притоннельных сооружений».

Традиция называть тоннелепроходческие комплексы женскими именами связана с именем покровительницы всех горняков и шахтеров — святой Варвары. При этом щит «Роза» назван в честь Розы Шаниной — легенды Великой Отечественной войны.

Комплекс, создающий тоннель между будущими станциями «Пыхтино» и «Внуково» Солнцевской ветки, назвали в честь Наталии Корниенко. Она более 30 лет проработала машинистом на Сокольнической линии метро.

Щит «Клавдия» проходит тоннели столичного метро порядка 20 лет. Он создал свыше десятка тоннелей на Бутовской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях. В прошлом году «Клавдия» прошла тоннель между строящимися станциями «Яхромская» и «Лианозово».

Пять шестиметровых комплексов назвали в честь героинь сериала «Папины дочки»: «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения». Все они принимали участие в проходке тоннелей БКЛ и Троицкой линии.

Во время прокладки тоннеля щит вгрызается в грунт, забирает почву и отправляет ее на поверхность. В это же время тоннель укрепляется железобетонными конструкциями весом 2,5 тонны.

Экипаж комплекса состоит в среднем из 15 человек. Внутри щита работают пилоты, инженеры, гидравлики, электрики, сварщики, монтажники, операторы насосов и разнорабочие, которые контролируют трапы. Также работу щита поддерживают стропальщики, электрослесари, токари и механики, а также машинист подвижного состава.

Средняя скорость проходки щитов — примерно 10 метров в сутки или около 300 метров в месяц.

По материалам: официальный сайт мэра Москвы.

Читайте также