Музыкальные магазины переключаются на российских поставщиков

21.04.2022, 19:10

Видеосюжет: Александр Коневич
Видео программы «Сегодня в Москве»

В музыкальной среде активно переключаются на новых поставщиков — значительную часть инструментов производили из зарубежных материалов, но проблемы с логистикой и санкционное давление срывают поставки. Однако отечественные продавцы музыкальных инструментов уже находят решения.

У одного из столичных музыкальных магазинов собственное производство, где уже много лет делают скрипки, альты, виолончели и контрабасы — как для начинающих, так и для профессиональных музыкантов. Сделано с любовью в России — так можно сказать про 90% товаров.

Инна Виноградова, руководитель московского представительства компании по производству музыкальных инструментов: «У нас все хорошо. Если исчезли какие-то определенные аксессуары, стараемся предлагать альтернативы. А они всегда есть. В прошлом году мы на официальном уровне подтвердили статус компании в качестве отечественного производителя. Это нам помогает увеличивать рынок сбыта и за счет этого расширять наше производство».

В некоторых инструментах почти 40% иностранных материалов — это прежде всего высококачественная древесина и струны. Сырья, что было закуплено заранее, хватит на год, поэтому производители активно ищут достойную альтернативу.

Скрипичный мастер Сергей Олексийчук уверен: скоро ряды готовых инструментов в его специальном шкафу сильно поредеют. В последние полтора месяца спрос на его инструменты сильно вырос, и скрипки мастера разлетаются как горячие пирожки. Раньше большую часть материалов он закупал в Германии, сейчас — в Китае и Индии. Если российские производители предложат такую же качественную древесину, мастер готов перейти на отечественное сырье. Частично переход уже начался.

Сергей Олексийчук: «Я очень часто как демонстрационные струны на свои скрипки ставлю струны нашего производителя. Очень прилично звучат! А мне, как вы понимаете, невыгодно, чтобы мои скрипки звучали плохо. Я думаю, если им поставить задачу, то они могут сделать и гораздо более высококачественные струны».

Студент музыкального колледжа Егор купил у мастера инструмент пять лет назад, и все это время Олексийчук помогает с обслуживанием и ремонтом. Скрипка с годами звучит только лучше, но струны периодически нужно менять.

Егор Беляев, студент музыкального колледжа МГИМ имени Шнитке: «У меня здесь [на скрипке] есть струны, которым уже два года, это прямо такой хороший срок. Вообще же профессиональные музыканты меняют струны довольно часто. Можно их менять и раз в полгода, как и волос на смычке».

Российским производителям музыкальных инструментов уже пятый год подряд активно помогает государство. Предприятия, участвующие в проекте министерства промышленности и торговли по развитию этой индустрии, получают финансовую поддержку и гарантированный заказ. Благодаря этому во всех регионах в музыкальных школах и колледжах искусств появились новые инструменты российского производства.

Раньше многие российские компании занимались так называемым отверточным производством — то есть, привезенные из-за границы комплектующие просто собирали на отечественных предприятиях. Тенденция последних лет — стремление к локализации и импортозамещению. Одна из московских компаний, где делают 56 видов духовых инструментов, еще год назад часть материалов и комплектующих закупала в Европе и Китае. А, теперь, к примеру, высокогорный клен везут не из Германии, а с Кавказа и Алтая.

Владислав Гончаров, директор компании по производству духовых инструментов: «Мы начали разработки — по фаготам, по гобоям, трубам, тромбонам и кларнетам. Разрабатываем компонентную базу, чтобы все компоненты делались у нас на производстве, чтоб ни от кого не зависеть. Например, фагот мы делаем полностью — от начала до конца, до винтика — из российского сырья. На нашем оборудовании».

Московские производители народных щипковых инструментов когда-то тоже почти все закупали в Европе. Теперь лады на балалайках и домрах — белорусские, часть древесины — из России. Главная проблема — заготовки из экзотических пород деревьев, которые в РФ просто не растут.

Борис Валиуллин, директор производственного комбината музыкальных инструментов фонда Чайковского: «Поставки уже прекратились. Но все равно мы ищем выход. На Азию, допустим, ту же Индию. Будем искать выходы, и все равно найдем, конечно. Минпромторг программу когда ввел свою, мы спокойно начали работать, у нас есть путь к развитию. Мы знаем, что гарантировано у нас есть работа».

В Москве действует уникальная для России мастерская, где делают профессиональные концертные гусли. Сейчас в работе два инструмента. Казалось бы, гусли — даже не прошлый, а позапрошлый век. Но на самом деле в России в последние годы отмечается огромный рост интереса именно к народной музыке — а значит у мастерской заказы на ближайшее время точно будут.

Александр Коневич

Новости по теме

Читайте также