Тысяча дней на посту премьера: почему британцы называют Джонсона «лгуном» и «шутом гороховым»

19.04.2022, 16:54

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Борис Джонсон сегодня подошел к важной отметке в своей политической карьере. Он уже 1000 дней занимает пост премьер-министра Великобритании. Без малого три года у власти, самое время подвести итоги, чем сейчас активно занимается вся британская пресса. В последние недели премьер активно старается стать едва ли не лидером антироссийского движения в Европе, пытается сделать из себя лидера военного времени. Вот только жители Соединенного Королевства бывшего лондонского мэра-чудака называют «лгуном» и «шутом».

Над резиденцией Джонсона чужой флаг. Он говорит об Украине не реже, чем об Англии, посылает в Киев военную помощь на 350 миллионов фунтов, пока в его собственной стране центры продуктовой помощи малоимущим просят защитить население от голода и нищеты. Чтобы никто не сомневался, интересы какой страны он представляет, к его имени в соцсетях добавили аббревиатуру UK — United Kingdom, то есть Соединенное Королевство. Вышло немного по-украински — Борис ДжонсонUK.

Владимир Оленченко, старший научный сотрудник РАН, Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений: «У Джонсона это получается наотмашь. То есть он ведет отношения так, что он не оставляет никаких вариантов для того, чтобы не он уже, а Великобритания сохраняла отношения с Россией. Он обостряет отношения почти в ежедневном режиме».

Борис Джонсон угрожал «заморить голодом русскую военную машину», хотя машины не умирают от голода, умереть могут только люди, причем люди в его стране. Министр Лиз Трасс говорила, что не угомонится, пока российская экономика не деградирует. Джонсон при этом заявлял, что с 2014 года была попытка наладить отношения с Путиным, и это было ошибкой. В России же считают, что это утверждение о былой попытке договориться — ошибка.

Андрей Келин, посол РФ в Великобритании: «Наверное, с 2014 года все наши отношения с англосаксами, не только с британцами, шли по ухудшающейся. К сожалению, за этим последовало и ухудшение отношений с Евросоюзом. Но, конечно, такого, как сейчас, не было. Тогда были сохранены экономические и гумантиратные отношения, они были на подъеме. А сейчас рубка идет практически всех отношений».

Джонсон решил возглавить мировое антироссийское движение тогда, когда встал вопрос о его способности возглавлять собственную страну. Избираться на должность главного русофоба не надо, а из основных конкурентов в Европе — Польша с Прибалтикой.

Кир Стармер, лидер Лейбористской партии: «Он устраивал алкогольные вечеринки на Даунинг-стрит. Собирается ли он сейчас поступить достойно и подать в отставку?»

Таковы реальные проблемы Джонсона — не международная политика, а скандал о междусобойчике — подпольном распитии алкоголя. К расследованию его праздников в локдаун подключились госслужащие и полиция. Джонсону было сказано, что эти винные встречи не невинны, их «трудно оправдать».

Борис Джонсон был премьер-министром только тысячу дней — младенческий по меркам человеческой жизни срок. Британская пресса, в частности газета The Telegraph, сравнивала его с младенцем в деловом костюме, причем без особого умиления. Речь шла об ответственности и готовности управлять страной. Но на самом деле если и есть в нем что-то от ребенка, то только умение уходить от наказания или получать наказание чисто символическое вроде штрафа в 50 фунтов вместо увольнения. За неправильную парковку штрафы больше.

Джонсон — первый в истории Британии премьер, в поступках которого разбиралась полиция. Он и на пост вступил, едва избежав суда, против него было выдвинуто обвинение во лжи и преступной деятельности во время агитации за Brexit в 2016 году. Через месяц после первых слушаний Джонсон стал премьером, дело замяли. Британское здравоохранение обещанных Джонсоном за Brexit миллионов не получило, а испытало колоссальные трудности во время пандемии. Внешнеполитические обещания Джонсона, связанные с Brexit, также остались архивными данными.

Согласно опросу, появившемуся в прессе к юбилею его премьерства, лишь 16% жителей Британии ставят ему плюс, а 70% — минус. Первая ассоциация при упоминании его имени — «лгун», а также «в отставку», «некомпетентный», «идиот» и «шут гороховый».

Крис Кёртис, агентство соцопросов: «Борис Джонсон никогда не был тем политиком, которому народ верил. Мы проводили много опросов в течение всего его премьерства, но слово „доверие“ никогда с ним не ассоциировалось. Он никогда не казался парнем, у которого можно купить подержанную машину».

Газета The Daily Mirror публикует антирейтинг из его 50 антидостижений: и отказ школьникам в бесплатных завтраках, и решение отправлять беженцев в Руанду, которое архиепископ Кентерберийский назвал «безбожным», а правозащитники — «бесчеловечным». Джонсон управляет страной тысячу дней, следовательно, промах совершается в среднем каждые 20 дней.

Владимир Оленченко: «Оказавшись на посту премьер-министра, это оказалось выше его способностей и его потенциала. Надо признать, что у каждого политика, каждого деятеля, есть, как говорится, свой потолок».

Пока Джонсон был мэром Лондона, его можно было назвать чудаком. Сейчас эпитеты усилились, а промахи из забавных стали забойными. Мэром, играя в регби в Японии, он задавил ребенка своим весом не политическим, а физическим, в Англии уронил другого ребенка, играя в футбол. Сейчас его противники — взрослые и большие, игра сложнее, правил больше, и ведется она не для телекамер и не понарошку. Падают не чужие дети, а сам Джонсон. Падает в глазах собственного народа.

Связанные новости

Читайте также