Сотрудники петербургского метро вспомнили, как спасали раненых после теракта

04.04.2022, 17:36

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В пятую годовщину теракта в петербургской подземке корреспондент НТВ встретилась с сотрудниками метрополитена, ставшими в тот день невольными участниками и свидетелями той страшной трагедии.

Александр Каверин вел тот поезд, где днем 3 апреля 2017 года сработала самодельная бомба. На «Сенной площади» высадил-посадил пассажиров и двинулся по маршруту. Машинист точно помнит хронологию событий с того момента, когда в середине перегона произошел сильный хлопок. Состав передернуло, а по связи «пассажир — машинист» одномоментно стали поступать неразборчивые сообщения.

Первое, о чем подумал Александр — взрыв, но хотел надеяться, что это самосрабатывающий огнетушитель. Кабину обогнала дымка, и Александр Каверин понял: это взрывная волна.

Александр Каверин, машинист первого класса Петербургского метрополитена: «Появился какой-то непонятный запах из тоннеля. У меня были секунды на то, чтобы принять решение. Нужно затормаживать поезд, если есть вероятность, что разорвется состав. В этой ситуации решение нужно принимать быстро».

Машинист довел состав до станции «Технологический институт». Если бы поезд застрял в тоннеле, тушить, спасать, эвакуировать было бы намного сложнее. Александр — опытный, стойкий, мысли сменить профессию не было, но говорит: холодок непроизвольно возникает каждый раз, когда он проезжает то место в перегоне.

3 апреля 2017 года была смена Елены Василевской. Это ее команда диспетчеров развела поезда так, что на перегонах 2-й и пересадочных линий после взрыва не остановился ни один состав. Елена не скрывает: сначала был шок, но уже через мгновение — слаженная, сосредоточенная работа.

Сотрудников метрополитена готовят к чрезвычайным ситуациям. Диспетчеры вызывали экстренные службы, регулировали движение вместе с коллегами с других линий. Полностью перевозка пассажиров во всей подземке остановилась не сразу.

Елена Василевская, старший поездной диспетчер 2-й линии Петербургского метрополитена: «Я приехала домой уже вечером. Мне было очень тяжело, потому что я всё это много раз проигрывала, как должно было быть, как можно было сделать лучше, как сделали. До сих пор, когда говорят о теракте, я испытываю некомфортное настороженное чувство».

Сразу после взрыва дежурная по станции «Технологический институт» Нина Шмелёва по селектору услышала про задымление на соседнем пути, в сторону «Сенной площади». Диспетчер просил ее проверить. Почти сразу стало понятно, что чрезвычайное происшествие случилось на другой платформе станции, и Нина побежала.

Нина Шмелёва, дежурная по станции «Технологический институт» Петербургского метрополитена: «Вагон искореженный, у него дверь была выгнута, темного цвета, без стекол. Пассажиры оттуда выскакивали».

Нина организовывала: ликвидацию задымления в прибывшем вагоне, помощь раненым, безостановочный проход поездов по пути с противоположной стороны платформы. Ее нужно было освободить, как и переход на станции только для эвакуации пострадавших и пассажиров состава. Нина в том числе оказалась в центре человеческой боли и страха. Но не позволила себе ни минуты слабости.

Читайте также