Стратегия информационной войны: как Запад создает PR-сопровождение событий на Украине

27.03.2022, 19:56

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

То, что Запад называет санкциями, в Москве считают экономической войной. И она — часть гибридной, которая ведется против России давно и по всем фронтам. Поэтому сейчас каждое сообщение о происходящем нужно не просто проверять, а даже после проверки оценивать критически. Работают профессионалы, которые информационные удары выдают очередями. По их версии, и футбол в России развалится из-за изоляции, и ждать нужно мятежей в армии из-за обморожений на фронте, и боеприпасов у русских нет, а те, что есть, бракованные. По нервам бьют серьезно. Куда еще готовы нанести удар?

В нынешней информационной войне чаще всего в ход идут мелкие, но многочисленные фейки, рассчитанные не на долгосрочное использование, а на быстрый эмоциональный отклик. Это могут быть совсем мимолетные фото вроде обгоревшего ежика, якобы ставшего жертвой бомбежек под Харьковом, но на деле оказавшегося спасенным при пожаре в Сибири прошлом году. Или картинка, как подразумевается, только что утонувшего российского танка, изображение которого лежит в Интернете уже уже много лет.

Но что-то может стать по-настоящему серьезным поводом и для многочисленных видео в соцсетях, и для репортажей крупных телекомпаний.

Фрагмент сюжета CNN: «Русские разбомбили торговый комплекс в центре Киева. Мы слышали, что погибло семь или восемь человек. Здесь опасаются, что все больше гражданских объектов окажутся под ударом».

Гражданским объектом ТЦ Retroville с недавнего времени можно было считать лишь условно. Как торговая площадка он уже не работал, а использовался как место базирования украинской боевой техники. На картинке, снятой российским беспилотником, хорошо видно передвижение военных машин на парковке перед торговым центром. Более того, это иногда попадало на видео, которые снимали и жители окрестных домов. А на одном из опубликованных в Интернете фото отчетливо заметна техника, спрятанная в одной из пристроек.

С распространением фото и видео, свидетельствующих о размещении разного рода украинской военной техники и сил в жилых кварталах, на Украине сейчас пытаются бороться. В Киеве задержали человека, который признался, что снимал около того самого торгового центра. Верховная Рада ввела уголовную ответственность и срок до 12 лет за публикацию информации о перемещениях войск. Жена президента Зеленского Елена опубликовала памятку о том, что нельзя выкладывать в соцсети. А советник главы офиса украинского президента даже записал отдельное обращение.

Алексей Арестович, советник главы офиса президента Украины: «Не делайте этого сутки минимум, без геолокации, без привязки. Хотите сняться с военным, снимитесь на фоне стены, украинского флага лучше».

Любопытно, что Арестович не призывает отказываться от съемок совсем, а просто объясняет, как надо. Похоже, он прекрасно понимает, что фото и видео, попадающие в Интернет, сами по себе нужны для поддержания информационного напряжения.

Впрочем, этой задачей и так уже занимаются профессионалы. По сведениям американского сайта новостей и расследований MintPress, в этом может быть задействовано не менее 150 международных PR-агентств, которые работают в тесной связке с иностранными правительствами и украинским министерством иностранных дел. Журналисты утверждают, что именно это ведомство распространило целый пакет методических материалов в помощь пиарщикам и СМИ для создания нужного информационного сопровождения событий на Украине.

Есть и что-то вроде словарика терминов, в том числе на английском, какие слова и выражения можно использовать, а какие нет. К примеру, нельзя не только «воссоединение Крыма с Россией», но и даже вроде бы негативное «аннексия», только — «временная оккупация». Самопровозглашенные ЛНР и ДНР неправильно. Это тоже «оккупированные территории». «Кризис» или «конфликт» на Украине не рекомендуется, только — «российская агрессия». Эта риторика, конечно, не нова, на самой Украине все это и так знают. Это явно инструкции для тех, кто не слишком глубоко разбирается в ситуации и подключился к информационной работе недавно.

Любая, даже грубая фальсификация будет укладываются в рамки выбранной стратегии информационной войны. Любая новость, картинка, видео в Интернете живут недолго, их мало кто проверяет, а нужное впечатление остается. Особенно, если источник считается официальным или авторитетным. Замминистра обороны Украины Ганна Маляр опубликовала картинку некоего ночного воздушного боя и написала об уничтожении четырех российских вертолетов в районе Херсона. Но это оказалось кадром из компьютерной игры.

Время от времени появляются и сложные фейки, которые основаны на реальных видео, но искажают их за счет монтажа и ракурса.

Новости по теме

Читайте также