Логистический хаос: как ввозить товары в Россию в условиях санкций

26.03.2022, 15:24

Видео программы «Центральное телевидение»

Пока продолжается российская военная операция на Украине, экономическая война принимает тотальный характер. Торговая логистика близка к хаосу: торговля с Европой парализована санкциями, а доставка грузов обходными путями через Турцию или Китай — это крюк чуть ли не в половину земного шара. Некоторые товары исчезли с полок российских магазинов просто потому, что заблудились в пути. И пустеющие полки — далеко не главная проблема. Торговое эмбарго в экономической войне — это вроде ядерного оружия. Последствия настолько непредсказуемы, что хоронить, возможно, придется не мировую финансовую систему, а всю экономику.

Пробка из фур на польско-белорусской границе растянулась на 40 километров.

Арисей Падиерский, дальнобойщик: «Денег нет, карты заблокированы. Наличных денег нет. Мы помогаем один одному. У кого что есть. У кого вода, у кого хлеб, у кого все остальное».

Группа активистов с польскими и украинскими флагами требуют остановить транзит товаров в Россию. Они против поставок в Россию продуктов питания и лекарств. Но если компании и так уходят одна за другой, а из-за санкций товары не везут — неужели ждать их вовсе не стоит?

Еще месяц назад в порту Санкт-Петербурга кипела работа, то теперь все встало. Из-за санкций, ухода международных компаний и проблем с морскими контейнерными перевозками начался логистический кризис. Если раньше один транспортный контейнер при отправке товаров из Китая в Россию обходился в среднем в 5 тысяч долларов, то теперь в два-три раза больше. Из-за трудностей перевоза даже контейнер стал выгодной инвестицией. Меняется и логистика поставок. Перевозчики ищут пути транспортировки грузов через воздушные гавани стран Азии и СНГ. И, вполне возможно, в ближайшее время на российский рынок хлынет армянский пармезан, казахстанское фуа-гра и китайское бордо.

Но как повезут? По мнению аналитиков транспортных компаний, на помощь придут страны ЕАЭС — Евразийского экономического союза.

Андрей Захарченко, основатель траспортно-логистической компании: «Казахстан, Беларусь, Киргизия и Армения. На эти страны не распространяются санкции. Допустим, товары из Китая, которые могут быть не разрешены для продажи на территории РФ, они могут заезжать в Казахстан, таможится в Казахстане и далее идти в Россию».

Да, будет поток контрабанды ввозиться через страны ЕАЭС. Но, похоже, и сами западные корпорации, которые вначале громко хлопали дверями, теперь ищут способы остаться на российском рынке. Производители начали маркировать свою продукцию как товары первой необходимости. Теперь к ним относятся бритвы, освежители воздуха, косметика и даже картофельные чипсы.

Так зачем тогда было уходить, если бизнес в России приносит огромную прибыль? Финансист из США Чарльз Ортел уверен, что в эмоциональных заявлениях крупных компаний нет ничего личного — это просто бизнес.

Чарльз Ортел, финансист: «Маркировка продукции „товаром первой необходимости“ — вынужденная мера, чтобы смягчить репутационные потери от санкций. Санкции — это форма экономической войны. Компании, считающие свои чизбургеры, обувь или оборудование необходимыми, в конечном итоге подрывают идею санкций»

Из-за сбоя поставок российских морепродуктов, которые раньше в первую очередь шли на Запад, в некоторых регионах страны подешевела черная икра.

Алексей Безбородов, руководитель исследовательского агентства по проведению комплексных логистических исследований: «Этот импорт уже запрещен. Это морепродукты российские, которые поставляются в США в больших количествах нашими рыбодобытчиками на Тихом океане. К сожалению, да, этот канал на сегодня закрывается».

Но поставки товаров стали дороже в два-три раза, а какие-то и вовсе оказались недоступны. Кажется, сейчас самое время посмотреть в сторону Китая и искать новые пути на Востоке. Поток товаров из Китая уже увеличился в разы. А значит, и время доставки. Железнодорожные узлы — загружены. Ведь с восточным соседом Россию связывает лишь тонкая ниточка Транссиба.

Павел Попов, генеральный директор траспортно-логистической компании: «Железной дороги на данный момент хватает. Но, очевидно, с возрастанием потока будут определенные сложности. Они уже стали возникать».

Неужели, если мировая логистика поставок товаров нарушилась действительно надолго, самое время задуматься о строительстве новой Байкало-Амурской магистрали?

Связанные новости

Читайте также