«Евгений Онегин» в прочтении музыкального хулигана

10.02.2012, 11:33

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня»

Почитатели таланта Александра Пушкина отмечают день памяти поэта. 175 лет назад раненный на дуэли писатель умер в своей квартире на Мойке.

Сегодня со сцены Петербургской академической капеллы впервые прозвучит музыка Сергея Прокофьева к спектаклю «Евгений Онегин», который собирались, но так и не поставили в Ленинграде в 1937-м, к столетию со дня смерти Пушкина. Корреспондент НТВ Илья Федосов побывал на репетиции.

Если совсем коротко характеризовать эту постановку, то можно сказать: это смело. Не в смысле каких-то внешних новаторских эффектов, скорее, здесь нужна настоящая храбрость, в хорошем смысле творческая наглость, чтобы к пушкинскому тексту добавить музыку. Вживую это произведение звучит впервые.

Сам Прокофьев целиком никогда его не слышал. В 36-м году композитору заказали музыку к спектаклю «Евгений Онегин», в 37-м руководителя театра уволили, спектакль запретили. Ноты остались в архиве. Прокофьев, как рачительный хозяин, у которого хорошие мелодии не пропадали, использовал свой онегинский вальс в «Войне и мире», кое-что пристроил в другие свои сочинения. И только спустя 75 лет спектакль был восстановлен.

Сергея Прокофьева с молодости называли музыкальным хулиганом и человеком, который издевается над классической гармонией, но с пушкинскими текстами он работал очень аккуратно. Любой режиссер знает, что ставить «Евгения Онегина» чудовищно сложно. Был даже высказан тезис: чтобы поставить Пушкина, нужно сломать пушкинский стих. В Петербургской капелле ломать не стали, решили совместить.

Читайте также