Лекции российских ученых-популяризаторов набирают миллионы просмотров в Сети

08.02.2022, 17:37

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

В российских научных кругах появляется всё больше тех, кто стремится говорить просто о сложном, их лекции и интервью собирают миллионы просмотров в Интернете.

Современная наука стала настолько сложной, что она требует специалистов, которые могут перевести сложные для восприятия теории на язык понятных образов. Ролики ученых-популяризаторов набирают множество просмотров в Сети. Так, у нейробиолога Вячеслава Дубынина, по его словам, самое большее — 7 млн просмотров. Он рассказывал о строении и функциях мозга. Завкафедрой философии образования в МГУ Елена Брызгалина рекордом называет одномоментный просмотр онлайн-лекции 510 тысячами пользователей. Говорила она о биоэтике.

Антон Бирюков, старший научный сотрудник ГАИШ МГУ им. Ломоносова: «Фольга с дырочкой, проколотой иголкой, и у меня есть телефон с фонариком. Вопрос: какой формы будет это светлое пятно? Правильный ответ такой: на поверхности будет система концентрических темных колец. Это классический опыт, который показывает волновую природу света».

Елена Брызгалина: «Сфера моего научного интереса — философские проблемы медико-биологического знания. И то, что происходит сегодня в биологии и медицине, рождает проблемы, которые вызывают вот этот „вау-эффект“. С одной стороны, восторг, что делает человечество, развивая новые репродуктивные технологии, расшифровывая геном, а с другой стороны, это рождает вопрос о смысле. А кто мы, люди, что делает нас людьми, когда, например, сегодня медики пересаживают сердце свиньи в тело человека, которого нельзя спасти другим способом».

Что побуждает ученых выйти за пределы университетской аудитории в интернет-аудиторию?

Вячеслав Дубынин: «На самом деле популяризатором, по-хорошему, двигает желание просто рассказать миру. Вот у меня в школе был такой пунктик, я подходил к одноклассникам и говорил им: спросите меня о чем-нибудь, спросите. Они уже знали, что я такой повернутый на научно-популярных книжках, и не очень меня били за это. Но когда надо было, приходили и спрашивали».

У профессора нейробиологии есть и ответ на вопрос, почему мы любим слушать лекции популяризаторов науки. Наш мозг поощряет любопытство, вознаграждая гормоном удовольствия.

Вячеслав Дубынин: «Это то, что называется дофамин. Замечательная молекула, которая у нас связана с новизной. Вообще программы поиска новизны, программы любопытства врожденные. В наших нейросетях существуют, и не только в наших. Любая сложно устроенная нервная система — она любопытна. Потому что: а вдруг опасность, а вдруг еда, может, размножаться пора, а вы тут сидите, ничего не делаете».

Может сложиться ощущение, что популяризатор — это ученый, который в свободное время ведет себе эфиры в свое удовольствие. Но фактически для них это как вторая работа, которая требует немало сил и времени.

Читайте также