Зима это не только праздники, гулянья и санки с лыжами, но и скольжения, падения и вывихи с переломами. Обледеневшие тротуары не покинут нас в обозримом будущем, поэтому инженеры, в том числе российские, работают над тем, как сделать обувь менее скользкой, и предлагают несколько интересных идей на эту тему.
Иногда падение на скользкой дороге дает импульс воображению. Так случилось со
Илья Башарин, студент Вятского государственного Университета, автор рецепта антискользящего спрея: «По сравнению с необработанным участком резины показатель почти в 8 раз лучше. Наше средство принципиально разработано, как мы считаем, для
Как объясняет создатель, суть спрея в наличии абразивов, твердых частиц. Их фактически надо просто приклеить к подошве, и она станет шершавой.
Почему вообще ноги скользят на льду? Как установили ученые, виновато особое состояние воды тонкая пленка, которая образуется на ледяной поверхности под действием силы трения. В 2019 году исследователи из Парижского университета наук впервые изучили свойства этой пленки. Оказалось, что она в тысячи раз тоньше человеческого волоса, а по вязкости не уступает нефти. То есть это идеальная смазка, благодаря которой возможны многие зимние виды спорта, к примеру, кёрлинг. Согласно правилам, нужно послать гладкий гранитный камень точно в круг. На игроках, чтобы все регулировать, особая обувь один ботинок с тефлоновым слайдером, он скользит и не дает скорости падать. Вторым, наоборот, можно тормозить за счет губчатой резиновой насадки.
Испытатель Маша Горецкая сыграла в необычный керлинг и проверила, смогут ли средства, которые советуют в Интернете, сделать так, чтобы обувь тормозила. На профессиональном слайдере Маша проехала центр и остановилась в голубом круге. Это исходный результат. Если советы из Сети сработают, Маша до первого камня не доедет. Экспериментировать попробовали с клеем, носками и паяльником. Следуя народному рецепту, можно выжечь на подошве обычных кроссовок противоскользящие «канавки» (лучше не делать этого дома, в закрытом помещении). На другой обуви сделали бугорки из клея. На третью пару надели хлопковые носки. Говорят, они неплохо справляются со скольжением. Кроссовки с чистой подошвой оказались не такими скользкими, как слайдер Маша доехала до центра. Клей практически не сработал. Обработка паяльником тоже не помогла подошва осталась скользкой. Лучше всего себя показали носки.
Но нет ли
Вика Епифанцева, продюсер: «Ты ожидаешь, что можешь лазить по горам и ходить в походы, а на деле ты на ровном месте можешь поскользнуться и упасть, очнуться гипс».
Химик Максим Короткевич иногда делает экспертизу обуви даже для судебных разбирательств. Говорит, что каждую зиму жалоб бывает много, причем дороговизна ничего не гарантирует. Осмотрев ботинки Вики, Максим пришел к выводу, что подошва слишком жесткая. Чтобы не скользить, она должна содержать резину помягче или термоэластопласт.
Максим Короткевич,
Может быть, спасет как раз инновационный кировский спрей? Его сравнили и рекомендуемым в Интернете обычным лаком для волос. Гололедицу сымитировали на катке. Чистую сухую подошву обработали спреем и оставили на 30 минут. Разработка покрыла резину белым налетом, а руки липкой пленкой. Кроме того, баллончик начал брызгать, разъедая этикетку. Средство, похоже, едкое.
Подошва, обработанная лаком, как будто вовсе не изменилась. Ботинок с нанесенным спреем притормаживает левую ногу, а вот лак для волос потрачен впустую правая половина скользит. Впрочем, через пару минут активного катания перестает работать и инновационный спрей. Белый налет стерся, а вместе с ним пропал и эффект. Разработчики, правда, и не обещали вечной стойкости, одного нанесения должно хватать на 2,5 километра, то есть примерно на 30 минут ходьбы.
Проверили и более долговечные средства против скольжения. Хоккеисты из «Академии Спартак» согласились протестировать ледоходы. Ребята поделились на две команды, чтобы устроить ледовую эстафету. Красные отвечают за ледоходы. Белые за народные средства, среди которых лейкопластырь, так называемая профилактика из мастерской (тонкая ребристая резинка с липким слоем) и приклеенный кусочек наждачной бумаги.
Игроки в красной форме в ледоходах вырвались вперед. Игрок в белом потерял насадку из наждачки и упал на повороте. Отклеился лейкопластырь, не справлялась и профилактика. Несмотря на потерю одного ледохода, у команды красных явное преимущество передвигаться с шипами удобнее. А как покажут себя ледоходы в более привычных условиях?
Большой любитель подледной рыбалки Мантас Моцкус протестировал так называемые ледоходы. Помогут ли накладки с шипами преодолеть, например, крутой спуск в резиновых сапогах?
Мантас Моцкус, рыбак: «Один из недостатков этой обуви она скользкая на морозе, а сейчас я топаю абсолютно спокойно».
Ледоходы Мантасу приглянулись. Он даже задумался об их покупке в свой рыбацкий комплект. Для городских условий это не лучший вариант. Металлические колючки могут цепляться за асфальт, цокать, повреждать покрытия, ржаветь. Иногда можно воспользоваться ботинками с откидными шипами.
Впрочем, наиболее универсальный вариант, наверное, это
Читайте также
- Противоскользящие браслеты для шин: как вытащить машину из глубокого снега
- Как избежать ампутации при сильном обморожении
- Технологии против сосулек: как избавиться от опасных ледяных глыб
- В Петербурге протестировали беспилотную «Газель»
- Улицы Петербурга обработают противогололедными реагентами
- В Петербурге тестируют новый сварочный аппарат для работ под водой