Видео программы «Сегодня»
Главной мировой новостью сегодня стала реакция на голосование Совбеза ООН по проекту резолюции по Сирии.
Россия и Китай воспользовались правом вето и отвергли документ, который, по мнению Москвы, неадекватно отражал сложившуюся ситуацию. Это вызвало крайне бурный отклик в мировом сообществе от резкой критики до благодарности. Евгений Зубков выслушал мнения. Репортаж НТВ.
Момент истины настал, когда попросили поднять руки тех, кто выступает за марокканский проект резолюции по Сирии. 13 высказались «за», двое «против». Вроде бы перевес на стороне первых, но в Совете безопасности даже один голос может оказаться весомее всех остальных, если речь идет о постоянных членах. Россия и Китай как раз таковыми являются и, соответственно, обладают правом вето. А двойное вето в Совбезе событие довольно редкое.
Впрочем, в этот раз итог прогнозировали заранее. Москва на протяжении нескольких дней давала понять, что сирийская резолюция в ее нынешнем виде неприемлема.
Виталий Чуркин, постоянный представитель России при ООН: «Решение Совета безопасности должно было быть только таким, в том числе и потому, что некоторые влиятельные члены международного сообщества, в том числе и сидящие за этим столом, с самого начала сирийского кризиса подрывали возможность политического урегулирования, призывая к смене режима, натравливая оппозиционеров на власть, не гнушаясь провоцированием и подпитыванием вооруженных методов борьбы».
Посол Марокко, чей документ забраковали, выразил глубокое сожаление, а западные страны оказались, мягко говоря, разочарованы. Вернее, сказать «разочарованы» это ничего не сказать. Они в шоке, раздражены и не скупятся критику.
Марк Лайалл Грант, постпред Великобритании в ООН: «Некоторые члены Совбеза утверждали, что резолюция санкционирует смену режима, хотя это не так. Ради консенсуса мы изменили формулировки, но те же члены заявили, что резолюция может привести к военной интервенции. И хотя это тоже не так, мы снова внесли поправки, затем еще и еще. В итоге в тексте не осталось спорных моментов. Реальность такова, что Россия и Китай повернулись спинами к арабскому миру и решили поддержать тиранию вместо поддержки сирийского народа».
Российские дипломаты парируют: текст резолюции
Хиллари Клинтон, госсекретарь США: «Друг мой, министр Лавров, видите, как оно получилось? Мы не можем работать вместе, как это полагается делать в рамках международного сообщества. Так что Сирии, боюсь, грозит гражданская война».
В самой же Сирии на демарш Москвы и Пекина отреагировали многотысячными демонстрациями, благодарность выражали письменно на самодельных плакатах и устно. Всю ночь по улицам Дамаска колесили колонны гудящих машин, никто не спал.
Гражданин Сирии: «Спасибо России и Китаю. Вы нас поддержали, а арабы нас предали. Мы благодарим вас, Аллаха, Сирию и Башара».
Иная реакция пришла из Европы, где противники Асада вели себя непристойно. В Лондоне здание сирийского диппредставительства забросали камнями и облили краской, в Берлине нескольким хулиганам даже удалось прорваться на территорию миссии, а в Австралии посольство Сирии так и вовсе разгромили. Полиция то ли не успела ничего сделать, то ли вообще решила не вмешиваться.