Минск закроет транзит литовским поездам в ответ на санкции против «Белкалия»

01.02.2022, 19:50

Видеосюжет: Сергей Савин
Видео программы «Сегодня»

Отношения между Белоруссией и Литвой заметно обострились из-за транзита белорусских удобрений. В середине января Вильнюс решил присоединиться к антибелорусским санкциям и запретить транзит. Сегодня это решение вступило в силу. Как белорусские власти намерены решать эту проблему и чем ответят Вильнюсу?

«Время пошло» — это вкратце суть заявления белорусского премьера. Республика закрывает транзит литовскому железнодорожному транспорту, но дает последний шанс договориться.

Это могло случиться еще в начале декабря, но оказалось, что заключенные контракты на перевозки мало того что долгосрочные, так и предоплата уже осуществлена за несколько месяцев. Речь шла о десятках миллионов евро. Отказаться себе дороже. Оставить как есть — не выполнить волю союзников из-за океана.

Литовские политики грозились массовыми отставками, дабы сохранить честь, но обещания так и остались обещаниями. В итоге договор в одностороннем порядке все-таки расторгли, признав угрожающим нацбезопасности страны. Вроде как форс-мажор.

Альгирдас Палецкис, политолог: «В шахматах это называется цуцванг — какой бы ход они ни сделали, они несут убытки каждый день».

Пока что стремительно падает загрузка Клайпедского порта. Через него работали белорусы. Больно ударит ситуация и по литовским железнодорожным перевозкам.

Роман Головченко, премьер-министр Белоруссии: «Мы же взыщем упущенную выгоду. Там уже были дискуссии, но это их проблемы».

Суммы называются от 600 миллионов до миллиарда евро. «Белкалий» обратился в административный суд Вильнюса. Понятно, что это начало очень долгого судебного пути, завершится который точно за пределами Литвы. Эксперты убеждены, что причина не в политике, а в экономике. США сами наращивают производство удобрений, почему бы не поддавить конкурента руками преданных сателитов.

Сергей Солодовников, доктор экономических наук БНТУ: «Так или иначе какие-то санкции в отношении белорусов, в отношении калийных солей был применили. Повод нашли бы любой. Это прямо надо говорить. Стали бы американцы торф производить — вводили бы санкции в отношении белорусских производителей торфа».

Руководство «Белорусского калия» — люди не самые публичные. Если увидишь, то на встрече с президентом. Она прошла накануне. Тогда же упомянули четкий план действий. Логистику перебросили через российские порты. Это дает гарантию стабильной работы.

Сергей Солодовников, доктор экономических наук БНТУ: «Нельзя исключать, что в конце концов появятся договоренности по каким-то совместным программам, связанным с добычей калийных солей Белоруссии и России. Это должно по-хорошему повысить цены на сами калийные удобрения».

Кстати, до конфликта 2013 года белорусский и российский калийные монстры согласовывали совместные продажи. И именно после разрыва их договора капитализация всех ведущих мировых калийных предприятий упала на 20 млрд долларов. Сейчас производители ждут роста цен на продукцию. Чего ждут литовские власти — большой вопрос.

Альгирдас Палецкис, политолог: «У правительства есть иллюзия, что все это будет компенсироваться тем, что США помогут для литовской экономики найти новые рынки где-то в Юго-Восточной Азии, в арабском мире. Но все звучит смешно, когда мы теряем соседские рынки».

Игнорировать Белоруссию как логистическую точку на карте не получится. Слишком идеальное расположение. А вот потерять рынок и угробить экономику — легко. К тому же кто-то из соседей может не выдержать и дать транспортный коридор за живые деньги. С электроэнергией «БелАЭС» примерно так и вышло.

Читайте также