Легендарная «полуторка»: 90 лет назад с конвейера сошел первый грузовик ГАЗ

29.01.2022, 11:24

Видеосюжет: Андрей Шамин
Видео программы «Сегодня»

День рождения сегодня отмечает легенда советского автопрома. 90 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошел первый грузовик ГАЗ, известный как «полуторка». Она сыграла особую роль в истории страны, в том числе во время Великой Отечественной войны. Именно «полуторки» снабжали блокадный Ленинград по Дороге жизни.

«Полуторка» — это первый советский автомобиль конвейерной сборки. Прототипом ГАЗ-АА стал Ford AA. Советские инженеры спроектировали новый двигатель, новое рулевое управление, карданный вал и подвеску. И если в 1932 году по договору с Генри Фордом комплектующие были американские, то уже в 33-м — всё только советское.

Алексей Федотов, реставратор: «Для тех годов эта машина была лучше, чем лошадь. Полторы тонны она везла по паспорту, а так их грузили и до трех тонн. Эта машина была незаменима и в легкой промышленности, и в сельском хозяйстве».

С «полуторки» началась конструкторская школа ГАЗ и вся история отечественного автомобилестроения. «Полуторка» стала первым в мире автомобилем, которому покорилась пустыня Каракумы, а еще Антарктида и полюс холода в Якутии.

Для блокадного Ленинграда эта машина стала символом жизни, как и сама дорога через Ладогу. Не существовало другого автомобиля с таким диапазоном возможностей: ехала практически на всем, что горит, и из-за небольшой массы проехать могла где угодно. Вот только четвертую скорость, как вспоминали военные водители тех лет, выбивало в самый неподходящий момент — под бомбами фашисткой авиации.

Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода: «Сколько там „полуторок“ внизу, на дне Ладожского озера, рассказать невозможно. Вообще около 3 тысяч автомобилей наших принимало участие в Дороге жизни. И я думаю, что больше половины лежит там, на дне».

Эти машины собирали и Москве, и в Ростове-на-Дону, и в Ульяновске. Но большую часть — 829 тысяч «полуторок» — собрали именно на Горьковском автозаводе. Главный конвейер по сей день в том же цеху, как и 90 лет назад.

Читайте также