Как в США решают проблему с влиянием 5G на приборы самолетов

21.01.2022, 20:37

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

В США установка вышек сети 5G возле аэропортов вызвала настоящий транспортный хаос. Оказалось, что станции нового поколения связи способны вызывать помехи в работе электроники самолетов. Многие авиакомпании из-за этого отказались летать в такие небезопасные воздушные гавани, а президент Байден потребовал срочно утрясти вопрос.

Для Соединённых Штатов запуск сетей нового поколения 5G — вопрос не только технологический, но и геополитический. Америка заметно отстает от Китая в развитии этих сетей и пытается это отставание сократить. Президент Байден даже назвал запуск 5G национальным приоритетом.

Как оказалось, сигнал с вышек 5G, установленных близ аэропортов, может влиять на бортовую электронику самолетов. Радиовысотомеры современных американских лайнеров работают почти на тех же частотах, что и американские сети 5G. Сети тестировали до запуска, но тем не менее для многих авиакомпаний новость стала неприятным сюрпризом — им о проблемах просто забыли сказать. Emirates, Lufthansa, British Airways немедленно отменили сотни своих американских рейсов.

Тим Кларк, президент авиакомпании Emirates: «Говоря откровенно, мы не знали об этом до вчерашнего утра. Мы не знали, что это повредит работе, безопасности наших самолетов и вообще всех Boeing 777 летающих в США. Это одно из самых безобразных, абсолютно безответственных решений, которые я видел за всю свою карьеру в авиации».

С помощью радиовысотомеров самолеты измеряют расстояние до земли при взлете или посадке. В плохую или облачную погоду это главный прибор, по которому ориентируются пилоты.

Деннис Тейджер, пилот: «Этот прибор, если он получит неправильную информацию, отправит ее в другие системы самолета — систему контроля за полетом, в автомат тяги, сигнализатор штурвала. Каждая из них, если получит не те данные, может натворить много бед».

Сложно понять, почему американские компании мобильной связи не учли опасения авиаторов. Частоты для сетей 5G были куплены еще год назад, с тех пор шли проверки, тесты, о помехах вроде бы и знали, но считали, что авиация чересчур нагнетает. К тому же за частоты сотовики выложили порядка 80 миллиардов долларов, и им не терпелось начать отбивать эти деньги.

Cети 5G спокойно работают уже во многих европейских странах, и никаких проблем с авиаэлектроникой там не обнаружено. Однако работают они на других частотах, чем американские, и мощность сигнала у европейских сетей намеренно снижена вдвое.

Разногласия между американскими сотовиками и авиаторами должно было решить Министерство транспорта США, но его глава Пит Бутиджич, видимо, так старался угодить всем, что в итоге не угодил никому.

Пит Бутиджич, министр транспорта США: «Дело в том, что эта новая технология 5G драматически увеличит скорость и возможности сотовых телефонов, беспроводной связи. Это здорово, это очень хорошо для экономики, но, да, есть опасения, что эти сети могут влиять на авиаоборудование».

Только после личного вмешательства президента США американские сотовые компании Verizon и ATT согласились пойти на компромисс. Еще один затяжной скандал в Америке, тем более с отменой международных рейсов, Байдену совершенно ни к чему.

Джо Байден: «Что я сделал — это надавил так тяжело, как только мог, чтобы ребята с 5G повременили и подчинились тому, что требуют авиалинии, пока они не модернизируют приборы за год так, чтобы 5G не давало помех при посадке».

Перейдя с автопилота на ручное управление Байден добился необходимого. Компании мобильной связи не будут пока в течение полугода включать около 500 своих вышек 5G, расположенных рядом с аэропортами, и подумают о снижении мощности сигнала, как в Европе. К лету стороны должны утрясти все свои разногласия.

Отметим, что Росавиация сегодня рекомендовала авиакомпаниям с осторожностью отнестись к внедрению 5G.

Алексей Веселовский

Читайте также