Со дня рождения легендарного композитора Скрябина исполняется 150 лет

06.01.2022, 09:24

Видеосюжет: Михаил Чебоненко
Видео программы «Сегодня»

Сегодня исполняется ровно 150 лет со дня рождения знаменитого русского композитора Александра Скрябина. Современники называли его философом музыки. Именно он создал особую систему, по которой каждому звуку соответствует определенный цвет, и даже разработал первый аппарат светомузыки. В последние годы жизни Скрябин пытался соединить в одном произведении все виды искусства — музыку, танец, архитектуру, живопись, но так и не успел осуществить задуманное.

Соединение света и музыки мы видим везде — на дискотеках, в танцующих фонтанах, на рок-концертах. Все к этому относятся, как к какому-то ноу-хау, новейшему изобретению, и мало кто знает, что раскрасить музыку придумали больше 110 лет назад. Понятие «цветомузыка» придумал великий композитор Александр Скрябин, тем самым опередив свое время.

Кто знает, во что бы эта идея превратилась, если бы Скрябин не ушел из жизни так рано. Концерты со световым сопровождением он успел дать только в домашних условиях. За роялем — сам маэстро, исполняющий своего «Прометея», за цветосветовым аппаратом, который изобрел композитор, — его супруга Татьяна Фёдоровна. Зрители источника света не видели, до них доходили только оттенки.

Владимир Попков, заведующий отделом научной работы Музея Скрябина: «Фа диез для Скрябина был насыщенным синим, ближе к фиолетовому, с точки зрения философии он отвечал за сферу духа, космоса, разума, то есть нематериальное начало, а до — красный, это противоречивая ему материя, дух „Прометея“ спускается к материи и выходящей из этого философии».

Широкая публика музыкально-световое шоу увидела только через 5 лет. В Нью-Йорке, на Манхеттене, в Карнеги-холле. Но коренной москвич Александр Скрябин поехать на премьеру не смог, в 1915 году это было непросто. Пока весь мир пытался вникнуть в цветомузыкальную философию российского экспериментатора, Скрябин шагнул дальше.

Произведение «Мистерия» было призвано соединить музыку и все искусства, тем самым заставить ощутить всеобщее человеческое братство. Но мы так полноценно и не увидели, во что превратилась бы идея композитора, а попытки домыслить за маэстро после его смерти вряд ли были похожи на подлинную идею автора.

Владимир Попков: «Его последними словами было, когда он понял, что уже смерть: неужели это смерть, это катастрофа. Главное произведение его жизни осталось неосуществленным».

Композитора Александра Скрябина называют пророком, философом, поэтом. Мать-пианистка умерла, когда ему был всего год. Уже в детстве Саша начал писать музыку, увлекся Шопеном, но время диктовало идеи. Увлечение Ницше, Шопенгауэром, символизмом, мистицизмом стало отражаться и на музыке.

Скрябин стал новатором в искусстве. В доме, где жил композитор со своей семьей, все остается на своих местах — легендарные рояли, мебель, преимущественно оранжевый цвет как символ огня и фрак, в котором он дал последний концерт в Петербурге. Приехав в Москву, музыкант почувствовал недомогание, воспаление на губе привело к заражению крови, 43-летний Скрябин умер за неделю.

Особняк в центре Москвы мог стать чем угодно — доходным домом, общежитием. Когда возникла такая угроза, в дело вмешался революционер Анатолий Луначарский. Благодаря ему и вдове Скрябина Татьяне Фёдоровне здесь и по сей день музей композитора.

Читайте также